Распоряжения от 13 мая 2017 года №920-р, №921-р. Законопроекты направлены на устранение избыточности правового регулирования в части установления административной ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства. Принятие законопроектов будет способствовать защите прав и законных интересов лиц, использующих леса, без ущерба имущественным интересам государственных и муниципальных образований.
Проекты федеральных законов «О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений, связанных с использованием лесов» (далее – законопроект 2) внесены Минприроды России.
Законопроекты направлены на устранение избыточности правового регулирования в части установления административной ответственности за нарушение условий гражданско-правовых договоров, заключаемых в соответствии с требованиями лесного законодательства.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договоров аренды лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, безвозмездного пользования лесным участком в виде административного штрафа.
В то же время в соответствии с частью 2 статьи 3 Лесного кодекса имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и других добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если другое не установлено Лесным кодексом и другими федеральными законами.
Лесным кодексом и другими федеральными законами не установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, подлежат регулированию КоАП в части, касающейся обеспечения исполнения договорных обязательств, установления ответственности за неисполнение договорных обязательств.
Постановлениями Правительства от 21 сентября 2015 года №1003 «О типовом договоре аренды лесного участка» и от 31 октября 2015 года №1178 «О типовом договоре купли-продажи лесных насаждений» предусмотрено использование неустойки в качестве обеспечения исполнения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и договора купли-продажи лесных насаждений.
В связи с этим законопроектом 1 предлагается признать утратившей силу часть 4 статьи 8.25 КоАП и одновременно законопроектом 2 дополнить статью 71 Лесного кодекса нормой, предусматривающей утверждение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти типового договора безвозмездного пользования лесным участком.
Выпадающие доходы, связанные с поступлениями в федеральный бюджет сумм штрафов, взыскиваемых в качестве санкций за нарушения в связи с использованием лесов с нарушением условий гражданско-правовых договоров, будут соразмерно компенсированы суммами неустоек, не взыскиваемыми в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принятие законопроектов будет способствовать защите прав и законных интересов лиц, использующих леса, без ущерба имущественным интересам государственных, муниципальных образований.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства
Российской Федерации 11 мая 2017 года