Распоряжение от 16 марта 2017 года №467-р. Принятыми около 15 лет назад правовыми нормами предполагалось создать рыночный механизм, с помощью которого потребители с управляемой нагрузкой на возмездной договорной основе обеспечивали бы вывод Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций в случае возникновения таковых. В связи с введением новых генерирующих мощностей и развитием перспективных технологий управления нагрузкой в энергетической системе России разработка ранее запланированных мер более неактуальна. Законопроектом предлагается в Федеральном законе «Об электроэнергетике» исключить нормы, регламентирующие особенности работы в Единой энергетической системе России потребителей с управляемой нагрузкой.
Документ
-
Распоряжение от 16 марта 2017 года №467-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” в части совершенствования требований к потребителям с управляемой нагрузкой» (далее – законопроект) внесён Минэнерго России.
Распоряжением Правительства от 4 мая 2008 года №607-р Минэнерго, Минэкономразвития, ФСТ, ФАС России с участием госкорпорации «Росатом» была поручена разработка правил оказания услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России (далее – ЕЭС России) из аварийных ситуаций.
Актуальность разработки таких правил была определена при разработке Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон №35-ФЗ), где предусмотрена возможность использования таких услуг в качестве механизма снижения объёма потребления электрической энергии как альтернативы развития энергетической инфраструктуры в условиях непокрываемого спроса на электрическую энергию и кризиса неплатежей за потреблённую электроэнергию. Потребители электроэнергии, имеющие возможность регулировать нагрузку и снижать потребляемую мощность, называются потребителями с управляемой нагрузкой. Такие потребители в силу режимов работы и значительных объёмов потребления электрической энергии влияют на надёжность работы ЕЭС России в целом.
Федеральным законом №35-ФЗ предполагалось создать рыночный механизм, с помощью которого потребители с управляемой нагрузкой на возмездной договорной основе обеспечивали бы вывод ЕЭС России из аварийных ситуаций в случае возникновения таковых.
С момента установления этих положений в электроэнергетике и в экономике в целом произошли изменения. Создана система финансовых расчётов на оптовом рынке электрической энергии и мощности. Прекратились связанные с неплатежами перебои в поставках топлива на электростанции, приводившие к необходимости ограничений потребителей. Были введены новые генерирующие мощности.
Системный оператор на сегодняшний день обладает необходимым инструментарием, позволяющим ему эффективно выполнять функции по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций в ЕЭС России (балансирующий рынок, возможность изменения загрузки генерирующего оборудования по команде диспетчера, автоматическое противоаварийное управление и т.д.). Создание для этих целей дополнительного рыночного механизма в настоящее время не требуется. Разработка ранее запланированных мер более неактуальна.
Законопроектом предлагается в Федеральном законе №35-ФЗ исключить нормы, регламентирующие особенности работы в ЕЭС России потребителей электроэнергии с управляемой нагрузкой.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 9 марта 2017 года.