Распоряжение от 27 февраля 2017 года №351-р. Законопроектом предлагается установить особенности контроля за соблюдением экологических требований вне рамок государственного строительного надзора в случаях строительства и реконструкции объектов, которые происходят в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах. Кроме того, предлагается усилить административную ответственность за нарушение установленных экологических требований.
Документ
-
Распоряжение от 27 февраля 2017 года №351-р
Проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране
окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
повышения эффективности федерального государственного экологического надзора
при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства и усиления
ответственности за нарушение установленных экологических требований» (далее –
законопроект) подготовлен Минприроды во исполнение перечня
поручений Президента России по итогам заседания президиума Госсовета 9 июня
2011 года (№Пр-1742ГС от 20 июня 2011 года, абзац третий подпункта «г» пункта
2).
В настоящее время в соответствии с частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса федеральный государственный экологический надзор проводится Росприроднадзором в отношении объектов, строительство или реконструкция которых ведутся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Государственный экологический надзор при строительстве и реконструкции таких объектов проводится в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон №294-ФЗ).
Федеральным законом №294-ФЗ предусматривается, что государственный надзор проводится посредством плановых проверок юридического лица не чаще одного раза в три года, а также внеплановых проверок по следующим основаниям: истечение срока выполнения предписаний об устранении нарушений, поступление информации об угрозе, поручение Президента или Правительства России, требование прокурора.
В то же время не учитываются особенности строительной деятельности (период строительства объектов может составлять менее года, для строительства конкретного объекта может быть образовано отдельное юридическое лицо, районы строительства, реконструкции объектов, в отношении которых осуществляется экологический надзор, характеризуются удалённостью от мест проживания граждан, труднодоступностью, отсутствием в Росприроднадзоре информации о начале строительства).
Таким образом, в связи с применением требований Федерального закона №294-ФЗ к сфере строительства и реконструкции объектов капитального строительства значительное количество объектов оказывается вне государственного экологического надзора.
Кроме того, Градостроительным кодексом предусмотрено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объектов в эксплуатацию Росприроднадзору необходимо провести проверку в целях подтверждения соответствия построенного объекта требованиям природоохранного законодательства. Вместе с тем Росприроднадзор не имеет оснований для проведения соответствующей проверки.
Законопроектом предлагается установить особенности контроля за соблюдением экологических требований вне рамок государственного строительного надзора в случаях строительства и реконструкции объектов капитального строительства в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
В частности, при государственном экологическом надзоре предусматриваются особенности организации и проведения проверок, аналогичные установленным законодательством о градостроительной деятельности в отношении государственного строительного надзора.
Кроме того, предлагается усилить административную ответственность за нарушение установленных экологических требований.
Принятие законопроекта позволит обеспечить экологическую безопасность на всех этапах строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в том числе на водных объектах, оперативно выявлять нарушения экологических требований при строительстве, применять соответствующие меры административного реагирования.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 16 февраля 2017 года.