Распоряжение от 27 декабря 2016 года №2856-р. В соответствии с определениями Конституционного Суда Российской Федерации. Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс, уточняющие положения, в том числе о правовом положении лиц, о выдаче которых поступил запрос иностранного государства, порядок их задержания и применения к ним мер пресечения, об условиях, при соблюдении которых выдача может быть осуществлена, и основаниях для отказа в выдаче, а также о порядке рассмотрения судом жалоб на решение о выдаче.
Документ
-
Распоряжение от 27 декабря 2016 года №2856-р
Проект
федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации (в части совершенствования процедуры выдачи лиц по
запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения
приговора)» (далее, соответственно, – законопроект, УПК)
внесён Минюстом России.
В связи с нарушением прав лиц, выдача которых запрошена у Российской Федерации, длительными сроками их содержания под стражей положения статьи 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) были предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и Европейском Суде по правам человека.
В соответствии с определениями Конституционного Суда от 4 апреля 2006 года №101-О и от 1 марта 2007 года №333-О-П часть первая статьи 466 УПК не предполагает возможности задержания лица на основании ходатайства иностранного государства на срок свыше 48 часов без судебного решения, а также применения к такому лицу меры пресечения в виде заключения под стражу вне предусмотренного уголовно-процессуальным законодательством порядка и сверх установленных им сроков. Нормы главы 13 «Меры пресечения» УПК, действие которых как общих норм, предусмотренных частью первой «Общих положений» УПК, распространяются на все стадии и формы уголовного судопроизводства, в том числе на производство по запросам иностранных государств об оказании им правовой помощи по уголовным делам путём выдачи лиц для уголовного преследования.
По мнению Европейского Суда по правам человека, выраженному в Постановлении от 11 октября 2007 года по делу «Насруллоев против Российской Федерации», положения российского законодательства, регулирующие содержание под стражей лиц с целью выдачи, не являются ни точными, ни позволяющими предвидеть последствия их применения и не отвечают стандарту «качества закона», предусмотренному Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
В связи с этим законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей главы 54 УПК, уточняющие её положения, в том числе о правовом положении лиц, о выдаче которых поступил запрос иностранного государства, порядок их задержания и применения к ним мер пресечения, об условиях, при соблюдении которых выдача может быть осуществлена, и основаниях для отказа в выдаче, а также о порядке рассмотрения судом жалоб на решение о выдаче.
В целях соблюдения прав лица, выдача которого запрашивается, законопроектом предусматривается, что такое лицо при его задержании и решении вопроса о применении в отношении него меры пресечения, её изменении, а также при продлении срока содержания под стражей или под домашним арестом пользуется правами, предусмотренными в этих случаях УПК для подозреваемых и обвиняемых.
Принятие законопроекта позволит повысить гарантированный Конституцией Российской Федерации уровень судебной защиты прав, свобод и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, в отношении которых Российской Федерацией от иностранного государства получен запрос о выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 19 декабря 2016 года.