Распоряжение от 30 ноября 2016 года №2544-р. Российское законодательство не предусматривает административную ответственность для изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за неисполнение обязательных требований к продукции. Это позволяет недобросовестным производителям реализовывать продукцию, которая не соответствует обязательным требованиям безопасности, без применения к ним мер административного воздействия. Законопроектом предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях статьёй, которая предусматривает административную ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) за непринятие мер по предотвращению причинения вреда, связанного с обращением продукции, не соответствующей обязательным требованиям.
Документ
-
Распоряжение от 30 ноября 2016 года №2544-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» подготовлен Роспотребнадзором (далее, соответственно, – законопроект, КоАП).
Согласно данным статистической отчётности Роспотребнадзора, в 2015 году выявлено 75 298 случаев нарушений требований технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), что в 1,5 раза превышает показатели 2014 года и в 3,5 раза – 2013 года. Территориальными органами Роспотребнадзора при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов было проведено 30 107 проверок, завершившихся выдачей предписаний об устранении нарушений, в том числе было выдано 2980 предписаний о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда и 8560 предписаний о приостановлении реализации продукции (в 10% случаев выданные предписания не были исполнены).
Общее число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых были выявлены нарушения обязательных требований к продукции, которые привели к причинению вреда жизни и (или) здоровью граждан, возросло (по сравнению с 2013 годом) почти в 1,6 раза и составило в 2015 году 2896.
В настоящее время законодательством не предусмотрена административная ответственность для изготовителя (исполнителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) (далее – изготовитель) за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ), которые касаются обращения продукции, соответствующей обязательным требованиям.
Федеральным законом №184-ФЗ установлено, что в целях недопущения либо снижения риска причинения вреда изготовитель обязан проинформировать орган государственного контроля (надзора) о ставших ему известными фактах несоответствия выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, провести проверку достоверности полученной им информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, а также выполнять разработанную им программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, приостановлению производства и реализации продукции, её отзыву в случае, если угроза не может быть устранена путём проведения указанных мероприятий.
В соответствии с Федеральным законом №184-ФЗ изготовитель также обязан возместить причинённый вред и принять меры по предотвращению причинения вреда другим лицам, их имуществу и окружающей среде, если из-за несоответствия продукции требованиям технических регламентов причинён вред жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений или возникла угроза причинения такого вреда.
В целях предотвращения угроз здоровью и безопасности людей, в том числе за счёт пресечения производства, ввоза и реализации на территории России некачественной и опасной продукции, включая продукты питания, предупреждения заболеваний, отравлений и травм, связанных с употреблением или использованием такой продукции, а также защиты прав потребителей и общественной безопасности, законопроектом предлагается дополнить главу 14 КоАП статьёй 14.462, устанавливающей ответственность за невыполнение следующих обязанностей по:
- информированию органа государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о несоответствии продукции обязательным требованиям – штраф для индивидуальных предпринимателей от 5 до 10 тыс. рублей, для юридических лиц – от 10 до 30 тыс. рублей;
- проведению проверки достоверности полученной изготовителем информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов – штраф для индивидуальных предпринимателей от 10 до 20 тыс. рублей, для юридических лиц – от 20 до 40 тыс. рублей;
- выполнению мер по предотвращению причинения вреда – штраф для индивидуальных предпринимателей от 20 до 30 тыс. рублей, для юридических лиц – от 30 до 100 тыс. рублей;
- приостановлению производства и реализации продукции, не соответствующей обязательным требованиям, – штраф для индивидуальных предпринимателей от 30 до 40 тыс. рублей (при повторном нарушении – от 40 до 50 тыс. рублей), для юридических лиц – от 100 до 500 тыс. рублей (при повторном нарушении – от 700 тыс. рублей до 1 млн рублей) и другие виды ответственности.
Полномочиями по возбуждению и рассмотрению дел по таким составам правонарушений предлагается наделить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
Принятие законопроекта позволит создать правовые механизмы для привлечения к ответственности недобросовестных изготовителей за реализацию небезопасной продукции, а также повысит эффективность государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к продукции.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 24 ноября 2016 года.