Распоряжение от 26 ноября 2016 года №2519-р. Законопроектом предлагается установить, что исчисление срока содержания под стражей в период предварительного расследования осуществляется до направления уголовного дела прокурору. При этом предусматривается, что в случае направления уголовного дела прокурору срок содержания под стражей может быть продлён на срок, необходимый для принятия решения по поступившему уголовному делу, самим прокурором, а также судом. Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности деятельности органов предварительного расследования.
Документ
-
Распоряжение от 26 ноября 2016 года №2519-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства)» (далее соответственно – законопроект, УПК) внесён МВД России.
Согласно статье 162 УПК в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением. При этом частью девятой статьи 109 УПК установлено, что срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд. То есть включает в себя срок содержания под стражей не только в период расследования, но и во время, необходимое прокурору для рассмотрения поступившего к нему уголовного дела.
Из-за несогласованности норм, регламентирующих сроки предварительного расследования и содержания под стражей, следователь или дознаватель вынуждены продлевать срок предварительного следствия или дознания. Такое продление связано исключительно с целью содержания обвиняемого под стражей в период рассмотрения прокурором уголовного дела, то есть когда дальнейшее производство следственных действий уже не требуется, а производство расследования фактически окончено. В связи с этим сроки предварительного расследования необоснованно увеличиваются на срок, необходимый для реализации прокурором полномочий по поступившему уголовному делу. При этом процедура продления срока предварительного расследования также требует значительных временных затрат, в том числе связанных с необходимостью передачи уголовного дела на рассмотрение руководителя вышестоящего следственного органа, находящегося не по месту производства расследования.
Законопроектом предлагается установить, что исчисление срока содержания под стражей в период предварительного расследования осуществляется до направления уголовного дела прокурору. При этом предусматривается, что в случае направления уголовного дела прокурору срок содержания под стражей может быть продлён на срок, необходимый для принятия решения по поступившему уголовному делу, самим прокурором, а также судом. Это позволит исключить отвлечение прокурора на возбуждение и поддержание в суде ходатайств о продлении срока содержания под стражей.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности деятельности органов предварительного расследования.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 24 ноября 2016 года.