Распоряжение от 25 октября 2016 года №2236-р. Законопроектом устанавливается понятийный аппарат, основные цели и способы государственного регулирования внеуличного транспорта.
Документ
-
Распоряжение от 25 октября 2016 года №2236-р
Проект федерального закона «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минтрансом России.
В связи с ускоренными темпами автомобилизации крупные российские города столкнулись с необходимостью решения проблем организации дорожного движения, в том числе перевозок городским общественным транспортом. При этом общественный транспорт, который осуществляет перевозки пассажиров по автомобильным дорогам (улицам) в городах (автобусы, такси, троллейбусы), испытывает те же сложности в передвижении, что и личный автотранспорт. Это негативно сказывается на качестве транспортных услуг населению.
Для решения этих проблем перспективными являются проекты интеграции транспортных возможностей метрополитена, железнодорожного транспорта, других видов внеуличного транспорта для организации пассажирских перевозок внутри поселений и агломераций.
Законодательной базы для реализации таких проектов в России в настоящее время нет.
Наиболее распространённым из действующих в России внеуличных видов транспорта является метрополитен. Наряду с ним существуют монорельсовый транспорт, транспортные подвесные канатные дороги, транспортные фуникулёры (наземные канатные дороги), которые позволяют разгрузить автомобильные дороги, обеспечить ритмичность и комфорт перевозок.
При формировании федерального законодательства о городском пассажирском транспорте метрополитен был исключён из сферы его правового регулирования. Другие виды внеуличного транспорта, в том числе и перспективные, не получили какого-либо конкретного правового закрепления.
То есть единое правовое регулирование вопросов транспортного обслуживания населения метрополитеном и другими видами внеуличного транспорта в настоящее время отсутствует. Эти вопросы регулируются на региональном уровне исходя из сложившейся практики.
Все эти факторы обуславливают необходимость подготовки отдельного законопроекта, регулирующего деятельность метрополитена и других видов внеуличного транспорта.
Законопроектом регулируются гражданско-правовые отношения, возникающие, с одной стороны, между пассажирами и метрополитеном, с другой стороны, между заказчиком и исполнителем транспортного обслуживания. Кроме того, устанавливается понятийный аппарат, основные цели и способы государственного регулирования метрополитена и других видов внеуличного транспорта.
Предусматривается разработка на федеральном уровне типовых правил технической эксплуатации для каждого вида внеуличного транспорта (за исключением транспортных подвесных канатных дорог и транспортных фуникулёров) и типовых правил пользования каждым видом внеуличного транспорта. Также предусмотрена разработка субъектами Федерации правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в соответствии с типовыми правилами с учётом региональных особенностей.
Принятие законопроекта позволит повысить конкурентоспособность внеуличного пассажирского транспорта по качеству и стоимости транспортных услуг. Помимо решения транспортных проблем и перераспределения пассажиропотоков с личного автотранспорта на общественный развитие внеуличных видов транспорта позволит улучшить экологическую ситуацию (внеуличный транспорт функционирует преимущественно на электротяге) и повысить транспортную доступность за счёт охвата районов, в которых не развита или недостаточно развита автодорожная инфраструктура, а также за счёт скорости движения, которая в пределах населённых пунктов может быть выше максимально разрешённой для автомобильного транспорта.
Предлагаемые законопроектом нововведения будут способствовать также развитию отечественной промышленности (строительство инфраструктуры, производство подвижного состава), в том числе в инновационных сферах (снижение шума, увеличение скорости движения, новые строительные технологии).
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 20 октября 2016 года.