Распоряжения от 11 октября 2016 года №2136-р, №2137-р. Принятие законопроектов будет способствовать противодействию нецелевому расходованию средств, выделяемых из федерального бюджета для реализации государственного оборонного заказа.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за правонарушения в сфере государственного оборонного заказа» (далее – законопроект 2) внесены Минюстом России.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее соответственно – Федеральный закон №275-ФЗ, ГОЗ) задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности страны, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации обеспечивают головной исполнитель и исполнители. Таковыми могут быть коммерческие и другие организации – юридические лица, заключившие с государственным заказчиком государственный контракт (контракт) по ГОЗ, а также лица, входящие в кооперацию головного исполнителя и заключившие контракт с головным исполнителем или исполнителем, в том числе и индивидуальные предприниматели.
Как показывает практика, бывают случаи, когда денежные средства, полученные такими хозяйствующими субъектами на выполнение ГОЗ, расходуются их руководителями не по целевому назначению, хотя бы даже в интересах этих организаций. Тем самым создаются условия для неисполнения или ненадлежащего исполнения ГОЗ. Однако головной исполнитель заказа, сам являющийся коммерческой организацией, не во всех случаях усматривает причинение существенного вреда своим интересам, а также интересам общества или государства. Это приводит к тому, что уголовные дела по статье 201 «Злоупотребление полномочиями» Уголовного кодекса возбуждаются крайне редко, поскольку органы предварительного следствия не находят в действиях руководителей коммерческих организаций всех признаков состава преступления, предусмотренного этой статьёй.
Не являясь в соответствии с примечанием 1 к статье 285 Уголовного кодекса должностными лицами, руководители коммерческих организаций (хозяйствующих субъектов) за такие действия не подлежат ответственности и по статье 2851 «Нецелевое расходование бюджетных средств» Уголовного кодекса.
Исполнителями ГОЗ могут выступать не являющиеся коммерческой организацией казённые учреждения. В то же время в этом качестве они не признаются получателями бюджетных средств, но согласно статье 6 Бюджетного кодекса казённые учреждения указаны в числе получателей бюджетных средств. Поэтому в настоящее время руководители казённых учреждений – исполнителей ГОЗ также не могут нести ответственности по статье 2851 Уголовного кодекса.
Законопроектом 1 предлагается ввести специальный состав преступления – расходование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или другой организации, являющейся головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ, а также индивидуальным предпринимателем – исполнителем по ГОЗ, финансовых средств, предназначенных для выполнения заданий ГОЗ, на цели, не связанные с их выполнением, совершённое в крупном размере.
Также предлагается установить повышенную уголовную ответственность за расходование бюджетных средств должностным лицом государственного заказчика ГОЗ на цели, не соответствующие условиям их получения, совершённое в крупном размере.
Кроме того, аналогичная ответственность устанавливается за совершение соответствующего деяния группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.
Законопроектом 2 предлагается установить административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств государственным заказчиком ГОЗ, головным исполнителем поставок продукции по ГОЗ, исполнителем, участвующим в поставках продукции по ГОЗ, предназначенных для выполнения заданий ГОЗ, на цели, не связанные с их выполнением, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
За совершение таких правонарушений предлагается установить наказание в виде административного штрафа, составляющего для должностных лиц сумму от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, или дисквалификации на срок от одного года до трёх лет.
Для юридических лиц устанавливаются повышенные размеры штрафов, составляющие от 10 до 25% суммы полученных средств, использованных не по целевому назначению.
Соответствующие изменения вносятся в Кодекс об административных правонарушениях.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 6 октября 2016 года.