Распоряжения от 5 октября 2016 года №2078-р, №2079-р. Законопроекты направлены на повышение эффективности применения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления государственной защиты» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка осуществления государственной защиты» (далее – законопроект 2) внесены МВД России.
Законопроекты подготовлены по результатам мониторинга практики применения мер государственной защиты в соответствии с федеральными законами от 20 августа 2004 года №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (далее – Федеральный закон №119-ФЗ) и от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ (далее – Федеральный закон №45-ФЗ) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона №119-ФЗ меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица или с его согласия, выраженного в письменной форме. Вместе с тем в действующем законодательстве не учитываются ситуации, когда органом, принимающим решение о государственной защите, установлены данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, физическое состояние которого не позволяет ему дать согласие на применение мер безопасности.
Законопроектом 1 предлагается определить порядок применения мер безопасности в отношении защищаемого лица, физическое состояние которого не позволяет выразить своё согласие на их применение, при наличии данных об угрозе его безопасности.
Предусмотрено также увеличение срока проведения проверки по фактам, изложенным в заявлении (сообщении) о применении мер безопасности, а также обязательность участия органов, осуществляющих меры безопасности, в процедуре проверки заявления (сообщения) о применении мер безопасности в рамках Федерального закона №119-ФЗ.
Кроме того, законопроектом предлагается установить возможность немедленного принятия решения о применении мер безопасности в отношении защищаемого лица в случаях, не терпящих отлагательства.
Расширяется круг лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с Федеральным законом №45-ФЗ. К ним предлагается отнести военнослужащих органов военной полиции Вооружённых Сил, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооружённых преступников, незаконных вооружённых формирований и других организованных преступных групп; военнослужащих Вооружённых Сил, принимавших непосредственное участие в борьбе с терроризмом; военнослужащих органов внешней разведки, принимавших непосредственное участие в специальных операциях или выполнявших специальные функции по обеспечению безопасности Российской Федерации.
В правоприменительной практике суд (судья), следователь, принимая процессуальное решение о приостановлении предварительного следствия либо прекращении уголовного дела, зачастую не рассматривают вопрос о целесообразности продления мер безопасности либо об их отмене. Это приводит в отдельных случаях к необоснованному использованию сил и средств подразделений государственной защиты и, как следствие, к дополнительному расходованию бюджетных денежных средств.
В настоящее время статьёй 313 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) уже предусмотрена обязанность суда по вынесению определения или постановления об отмене мер безопасности либо о дальнейшем применении таких мер в случае государственной защиты в отношении осуждённого.
В целях устранения этого правового пробела законопроектом 2 предлагается внести в УПК изменения, предусматривающие, что суд (судья), следователь с согласия руководителя следственного органа на основании материалов уголовного дела будут принимать решение о дальнейшем применении мер безопасности либо их полной или частичной отмене.
Реализация законопроектов будет способствовать повышению эффективности применения уполномоченными федеральными органами исполнительной власти мер безопасности, применяемых в отношении защищаемых лиц.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства
Российской Федерации 29 сентября 2016 года