Распоряжение от 27 августа 2016 года №1798-р. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Законопроектом приводятся в соответствие с гражданским законодательством организационно-правовые формы юридических лиц, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, совершенствуются механизмы управления в таких организациях, в том числе в отношении имущества общего пользования, унифицируются и классифицируются типы земельных участков и объектов недвижимого имущества, используемых в этой сфере, вводится единый порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Документ
-
Распоряжение от 27 августа 2016 года №1798-р
-
Распоряжение от 27 августа 2016 года №1798-р в действующей редакции
Проект федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минэкономразвития.
В настоящее время отношения, касающиеся юридических лиц и граждан, в области садоводства, огородничества и дачного хозяйства регулируются Федеральным законом от 15 апреля 1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон №66-ФЗ).
За прошедшее время были внесены изменения в гражданское, жилищное, земельное и градостроительное законодательство. Законопроект направлен на приведение правового регулирования в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства в соответствие с действующим законодательством.
Определяются особенности правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В настоящее время наиболее распространённой организационно-правовой формой таких некоммерческих организаций является садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество. Исходя из пункта 3 статьи 12313 Гражданского кодекса садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества в силу закона отнесены к товариществам собственников недвижимости.
Законопроектом предлагается сократить количество организационно-правовых форм товариществ собственников недвижимости, созданных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, до двух: садоводческое некоммерческое товарищество (для ведения садоводства и дачного хозяйства) и огородническое некоммерческое товарищество (для ведения огородничества).
Вопросы, связанные с переоформлением учредительных документов ранее созданных садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, урегулированы в переходных положениях законопроекта.
В целях устранения правовой неопределённости законопроектом также предлагается отказаться от понятия «жилое строение», которое не предусмотрено Жилищным кодексом.
Законопроектом вводится понятие «садовый дом», для размещения которого не требуется разрешения на строительство.
Также устанавливается, что садовый (дачный) земельный участок может использоваться для строительства жилого дома – объекта индивидуального жилищного строительства, пригодного для постоянного проживания граждан. На огородном земельном участке граждане вправе размещать исключительно хозяйственные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства.
Цели создания товариществ собственников недвижимости, к которым относятся садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, определены в статье 12312 Гражданского кодекса. Вместе с тем Гражданский кодекс допускает установление других целей создания таких некоммерческих корпоративных организаций. Учитывая специфику деятельности в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства, законопроектом предусмотрены дополнительные цели создания таких некоммерческих организаций. В первую очередь – создание благоприятных условий для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства путём обеспечения осваиваемых участков различной коммунальной и дорожной инфраструктурой, комплексное благоустройство территории, обеспечение её гармоничного развития и освоения, представление интересов членов товарищества в отношении с третьими лицами, в том числе защита их прав и законных интересов.
Законопроектом также предлагается определить общие принципы расчёта взносов в товариществах, цели, на которые такие взносы могут быть израсходованы, а также порядок подготовки финансово-экономического обоснования размеров взносов, утверждаемого общим собранием членов товарищества.
Кроме того, предусматривается создание органов управления садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ по аналогии с органами управления, которые были созданы в соответствии с Федеральным законом №66-ФЗ, за исключением собрания уполномоченных, поскольку такой орган управления не предусмотрен Гражданским кодексом.
Законопроект также определяет правовые отношения, связанные с оборотом имущества общего пользования товарищества, в том числе предусмотрена возможность передачи общего имущества садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, включённых в границы территории товарищества.
Предлагается отказаться от используемого Федеральным законом №66-ФЗ механизма договоров, заключаемых с лицами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство на земельных участках, расположенных в границах территории товарищества, не являющимися его членами. Законодательно закрепляется обязанность таких лиц платить за создание и использование имущества общего пользования товарищества в порядке, установленном уставом товарищества.
Предлагаемые изменения позволят снизить риск уклонения от заключения соответствующих договоров и их ненадлежащего выполнения.
Принятие законопроекта будет способствовать созданию прозрачной системы правового регулирования отношений в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства, соответствующей действующему гражданскому, жилищному, земельному и градостроительному законодательству.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 18 августа 2016 года.