Распоряжение от 28 сентября 2015 года №1902-р. Законопроектом предлагаются меры по повышению эффективности пресечения грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности, в том числе ведения двойной бухгалтерии, совершения неучтённых сделок, отражения несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источников, использования поддельных документов и фальсификации бухгалтерской отчётности, учётных записей, счетов и финансовых отчётов. Законопроект направлен на обеспечение реализации прав граждан, организаций, государства на получение надёжной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.
Документ
-
Распоряжение от 28 сентября 2015 года №1902-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 4.5 и 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) внесён Минфином России.
Законопроект подготовлен во исполнение поручения Правительства, предусматривающего увеличение санкций за грубое нарушение правил ведения организациями бухгалтерского учёта (ведение двойной бухгалтерии, совершение неучтённых сделок, отражение несуществующих расходов и пассивов с ложным указанием их источников, использование поддельных документов и фальсификацию бухгалтерской отчётности, учётных записей, счетов и финансовых отчётов).
Информация, полученная при ведении бухгалтерского учёта, в том числе при составлении бухгалтерской (финансовой) отчётности, используется широким кругом пользователей для различных целей. Однако предусмотренные статьёй 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) административное наказание и состав административного правонарушения не являются эффективными, соразмерными и оказывающими сдерживающее воздействие в предотвращении грубого нарушения установленных законодательством требований к бухгалтерскому учёту и не обеспечивают должную защиту прав и законных интересов граждан, организаций и государства на получение достоверной информации в сфере предпринимательской деятельности и экономики.
Это обусловлено рядом причин:
- установленные санкции в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. рублей несоразмерны с уроном, который может быть нанесён пользователям недостоверных данных бухгалтерского учёта, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчётности;
- состав административного правонарушения ограничен – он не включает нарушения в бухгалтерском учёте, которые могут стать инструментом сокрытия реального финансового положения, доходов и расходов организации, сокрытия других правонарушений, в том числе коррупционного характера;
- незначительная разница между нижним и верхним пределами штрафных санкций, отсутствие санкций за повторное совершение административного правонарушения не позволяют индивидуализировать административную ответственность и учитывать характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Законопроектом предлагается увеличить размеры штрафных санкций, которые не пересматривались с начала действия статьи 15.11 КоАП, то есть с 1 июля 2002 года, предусмотрев их в пределах от 5 до 10 тыс. рублей. За повторное совершение административного правонарушения законопроектом предлагается установить административное наказание в виде штрафа в размере от 10 до 20 тыс. рублей или дисквалификации на срок от одного года до трёх лет.
Также законопроектом дополняется состав административного правонарушения действиями, которые запрещены законодательством о бухгалтерском учёте (регистрация не имевших место фактов хозяйственной жизни, мнимых, притворных объектов бухгалтерского учёта в регистрах бухгалтерского учёта; ведение счетов бухгалтерского учёта вне применяемых регистров бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности не на основе данных регистров бухгалтерского учёта и другие). Понятие «мнимые и притворные объекты бухгалтерского учёта» содержится в Федеральном законе от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Федеральный закон). Кроме того, законопроектом устанавливается ответственность за отсутствие документов бухгалтерского учёта, подлежащих хранению в соответствии с требованиями Федерального закона.
Учитывая периодичность проведения контрольных мероприятий органами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 15.11 КоАП, в статью 4.5 КоАП вносятся изменения, устанавливающие срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учёте, равный двум годам со дня совершения административного правонарушения (в настоящее время этот срок составляет три месяца).
Кроме того, в КоАП вносятся терминологические уточнения в соответствии с терминологией Федерального закона.
Законопроект обеспечивает выполнение международных обязательств России как участника международных актов по противодействию коррупции, в частности, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 года, к которой Российская Федерация присоединилась в соответствии с Федеральным законом от 1 февраля 2012 года №3-ФЗ.
Реализация законопроекта не приведёт к избыточному ограничению прав и интересов привлекаемых к административной ответственности должностных лиц. Это обусловлено тем, что законопроект содержит нормы, позволяющие индивидуализировать административное наказание в соответствии с общими принципами назначения административного наказания, а также сохраняет положения действующей редакции статьи 15.11 КоАП в части освобождения должностных лиц от административной ответственности в случае представления в установленном порядке уточнённой налоговой декларации и исправления ошибки в бухгалтерском учёте.
Принятие законопроекта будет способствовать совершенствованию административного законодательства, повышению эффективности пресечения грубого нарушения правил ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности, обеспечению реализации прав граждан, организаций, государства на получение надёжной и достоверной информации в сфере экономической деятельности.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 24 сентября 2015 года.