Распоряжение от 10 апреля 2015 года №613-р. Позволит органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления оперативно принимать необходимые управленческие решения, связанные с преобразованием городских и сельских муниципальных образований. Будет способствовать совершенствованию процедуры публичного управления на местном уровне, сокращению расходов местных бюджетов.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее – законопроект) подготовлен Минюстом во исполнение поручения Президента России.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) преобразование муниципальных образований – это их объединение, разделение, изменение статуса городского поселения, сельского поселения, городского округа, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
В большинстве из перечисленных случаев преобразование муниципальных образований проводится с согласия населения соответствующих муниципальных образований, выраженного их представительными органами.
Согласие населения, выражаемое путём голосования населения в порядке, установленном российским законодательством для проведения местного референдума, требуется в случаях разделения поселения, влекущего образование двух и более поселений (часть 5 статьи 13 Федерального закона), изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменения статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения (части 7, 72 статьи 13 Федерального закона).
Проведение прямого голосования населения по вопросу разделения поселения, влекущего образование двух и более поселений, представляется оправданным, поскольку в этом случае предполагается образование муниципальных образований (и, соответственно, формирование собственных органов местного самоуправления) в тех населённых пунктах, которые ранее таковыми не были.
Однако в случае изменения статуса городского поселения (при наделении статусом городского округа либо лишении его такого статуса, при наделении статусом сельского поселения), а также в случае изменения статуса сельского поселения (при наделением его статусом городского поселения) проведение голосования населения по правилам, установленным для местного референдума, может быть заменено процедурой выражения мнения населения через представительные органы соответствующих муниципальных образований.
В связи с этим законопроектом предлагается внести в части 7,72 статьи 13 Федерального закона изменения, в соответствии с которыми согласие населения на изменение статуса городского и сельского поселений, городского округа будет выражаться не путём прямого голосования, а опосредованно (путём принятия решений их представительными органами).
Корректировка законодательства направлена на оптимизацию процесса преобразования этих видов муниципальных образований, что позволит органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления оперативно принимать необходимые управленческие решения, не ущемляя при этом интересы населения.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 2 апреля 2015 года.