Распоряжение от 23 января 2015 года №89-р. Предлагается исключить микрофинансовые организации из числа организаций, которым могут направляться средства материнского (семейного) капитала для погашения обязательств по займам, выданным этими организациями на приобретение (строительство) жилого помещения, а также установить, что кредитные потребительские кооперативы, которым направляются средства материнского (семейного) капитала для погашения обязательств по займам, должны работать не менее трёх лет с момента их государственной регистрации. Это будет способствовать предотвращению нарушений законодательства Российской Федерации и целевому использованию средств материнского (семейного) капитала при их направлении на погашение займов.
Документ
-
Распоряжение от 23 января 2015 года №89-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"» (далее – законопроект) внесён Минтрудом России в инициативном порядке.
В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее – Федеральный закон) средства материнского (семейного) капитала направляются на погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение (строительство) жилого помещения (далее – займ), предоставленным гражданам по договору займа, заключённому с одной из следующих организаций:
- кредитной организацией в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;
- микрофинансовой организацией в соответствии с Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»;
- кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом «О кредитной кооперации»;
- другой организацией, предоставляющей займ по договору займа, исполнение обязательства по которому обеспечено ипотекой.
По данным Пенсионного фонда, по состоянию на 1 ноября 2014 года 1833 тыс. граждан использовали средства материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Из них на погашение основного долга и уплату процентов по займам – 607,5 тыс. человек, в том числе на погашение займов, предоставленных гражданам микрофинансовыми организациями, – 135 тыс. человек, кредитными потребительскими кооперативами – 186,7 тыс. человек.
По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, за период с 2010 по 2013 год выявлено 4183 преступления, связанных с незаконным обналичиванием средств материнского (семейного) капитала, в том числе в 951 случае были допущены нарушения при использовании средств материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по договорам займа, заключённым с микрофинансовыми организациями.
В целях снижения риска неправомерных действий и ограничения выхода на рынок организаций, деятельность которых может быть направлена на совершение противоправных действий в отношении средств материнского (семейного) капитала предлагается пересмотреть перечень организаций, по договорам займа с которыми возможно направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов на приобретение (строительство) жилого помещения, в части исключения микрофинансовых организаций из числа таких организаций (до введения законодательного требования об обязательном членстве микрофинансовых организаций в саморегулируемых организациях и создания развитой системы государственного регулирования и саморегулирования в сфере микрофинансовой деятельности).
Кроме того, предлагается предоставлять право осуществлять операции со средствами материнского (семейного) капитала кредитным потребительским кооперативам, работающим не менее трёх лет с момента их государственной регистрации.
Принятие законопроекта будет способствовать предотвращению нарушений законодательства Российской Федерации и целевому использованию средств материнского (семейного) капитала при их направлении на погашение займов.
Законопроект рассмотрен
и одобрен на заседании
Правительства Российской Федерации 22 января 2015 года.