Распоряжение от 18 сентября 2014 г. № 1847-р. В настоящее время ни один государственный орган не наделён полномочиями по рассмотрению дел о безбилетном проезде на железнодорожном транспорте. В целях устранения пробела в правовом регулировании предусматривается отмена административной ответственности за безбилетный проезд. Вместо неё вводится гражданско-правовая ответственность (безбилетное лицо обязано возместить перевозчику неустойку в виде штрафа в фиксированном размере). Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит создать механизм для эффективной защиты перевозчиком своих прав, стимулирования пассажиров к выполнению обязательств по договору перевозки, что будет способствовать решению проблемы убыточности пассажирских перевозок.
Документ
-
Распоряжение от 18 сентября 2014 г. № 1847-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования ответственности за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте» (далее - законопроект) внесён Минтрансом России.
В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (пункты 1 и 2 части 1 статьи 11.18) (далее – КоАП) предусмотрена ответственность за безбилетный проезд граждан в железнодорожном транспорте в виде штрафа в размере 100 рублей в пригородном сообщении, 200 рублей в дальнем сообщении.
В 2010 году была отменена статья 23.41 КоАП, устанавливающая перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела о безбилетном проезде на железнодорожном транспорте.
В настоящее время ни один государственный орган не наделён полномочиями по рассмотрению таких административных дел.
В целях устранения пробела в правовом регулировании этого вопроса законопроектом предусматривается отмена административной ответственности за безбилетный проезд. Вместо неё вводится гражданско-правовая ответственность (безбилетное лицо обязано возместить перевозчику неустойку в виде штрафа в фиксированном размере).
Предлагаемые изменения направлены на выполнение одной из главных задач железнодорожного транспорта - своевременное и бесперебойное обеспечение потребностей экономики в пассажирских железнодорожных перевозках.
Законопроектом предлагаются следующие размеры штрафных санкций:
- в поезде пригородного сообщения - в размере пятидесятикратной величины установленного тарифа на перевозку взрослого пассажира на расстояние 10 км, применяемого на участке для типа и класса вагона и категории поезда, в котором обнаружено безбилетное лицо;
- в поезде дальнего следования - в размере пятикратной величины установленного тарифа на перевозку взрослого пассажира на расстояние 100 км, применяемого для типа вагона, места и категории поезда, в (на) котором обнаружено безбилетное лицо.
Введение законопроектом штрафных санкций в указанном размере позволит перевозчику при обращении в суд за защитой своих прав не доказывать по каждому факту обращения обоснованность размера гражданско-правового штрафа.
Законопроект также закрепляет правомочность проведения перевозчиком контроля наличия и действительности билетов при посадке в поезд, в пути следования поезда или в пунктах контроля, а также взимания перевозчиком при обнаружении безбилетного лица в вагоне поезда или при выходе через пункт контроля дополнительного сбора за оказание услуги по продаже билета в пути следования или после окончания поездки.
При этом законопроект исключает возможность взимания с безбилетных граждан дополнительных сборов за оказание услуги по продаже билетов в пути следования или после окончания поездки в тех случаях, когда по объективным причинам, связанным с работой станций, остановочных пунктов (отсутствие билетных касс, неработающие билетные кассы, неработающие терминалы самообслуживания), они не имели возможности приобрести проездной документ (билет) до посадки в поезд.
В целом принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит создать механизм для эффективной защиты перевозчиком своих прав, стимулирования пассажиров к выполнению обязательств по договору перевозки, что будет способствовать решению проблемы убыточности пассажирских перевозок.
Принятие законопроекта позволит сформировать правовые условия для повышения эффективности и минимизации убыточности работы перевозочных компаний в дальнем следовании и пригородном сообщении. Введение гражданско-правовых штрафов за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте является превентивной мерой, направленной на повышение мотивации пассажира приобретать проездной документ (билет), служит целям обеспечения транспортной безопасности, является способом обеспечения исполнения пассажиром своих обязательств по договору перевозки.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 21 августа 2014 года.