Распоряжение от 16 сентября 2014 года №1829-р
Документ
-
Распоряжение от 16 сентября 2014 года №1829-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации по вопросу участия потерпевших при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора» разработан Минюстом в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2014 года №5-П (далее – Постановление).
Постановлением часть вторая1 статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) признана не соответствующей Конституции России, её статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 46 (часть 1) и 50 (часть 3), в той мере, в какой она, предполагая в качестве условия рассмотрения судом ходатайства осуждённого об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания обязательность подтверждения получения потерпевшим, его законным представителем и (или) представителем извещения, уведомляющего о дате, времени и месте предстоящего судебного заседания, в силу неопределённости механизма такого уведомления препятствует своевременному разрешению судом вопроса по существу.
В целях приведения положений УПК в соответствие с названной правовой позицией Конституционного Суда в законопроекте предлагается расширить установленный пунктом 211 части второй статьи 42 УПК перечень информации об осуждённом, которую вправе получать потерпевший в случае удовлетворения судом соответствующего ходатайства. Статья также дополняется положением, устанавливающим порядок заявления потерпевшим ходатайства и его содержание.
Законопроектом предусмотрено, что в ходатайстве потерпевший должен указать перечень информации, которую он желает получать, адрес его места жительства, адрес электронной почты, номера телефонов, сведения, которые могут обеспечить своевременное получение названной информации.
Кроме того, в постановлении, определении суда об уведомлении потерпевшего ему разъясняется необходимость уведомления учреждения, исполняющего наказание, об изменении названных сведений в период исполнения приговора или отказа потерпевшего от дальнейшего получения информации.
Изменения позволят суду, рассматривающему соответствующие вопросы в порядке исполнения приговора, получать актуальную информацию о способе уведомления потерпевшего о предстоящем судебном заседании.
Законопроектом с учётом изменений в статье 42 УПК также предлагается в статьях 313 и 399 УПК уточнить порядок принятия судом по ходатайству потерпевшего постановления, определения о предоставлении потерпевшему информации и порядок участия потерпевшего в судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора.
Согласно законопроекту потерпевший должен быть уведомлён о судебном заседании при рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговора. Потерпевший вправе участвовать в этом судебном заседании, если в материалах имеется постановление, определение об уведомлении потерпевшего или его законного представителя, вынесенное в соответствии с частью пятой статьи 313 УПК. Потерпевший, его законный представитель вправе непосредственно участвовать в судебном заседании или путём использования систем видеоконференцсвязи. Вопрос о форме участия потерпевшего, его законного представителя, представителя в судебном заседании решается судом.
В Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее – УИК) вносятся соответствующие изменения в порядок направления администрацией учреждения, исполняющего наказание, представления, ходатайства об освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания или об отсрочке отбывания наказания и уведомления об этом потерпевшего или его законного представителя.
Реализация федерального закона позволит привести положения УПК и УИК в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 11 сентября 2014 года.