Распоряжение от 12 сентября 2014 года №1805-р, распоряжение от 12 сентября 2014 года №1806-р. В целях создания привлекательных условий для переезда граждан предполагается оказание им поддержки, включая компенсационные и иные выплаты. Также предусматривается оказание работодателям, привлекающим работников в субъекты Федерации, отнесённые к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Средства предоставляются, в частности, на оплату расходов на проезд работника, его обустройство, наём или аренду жилья, обучение. Компенсационные выплаты (за исключением выплат на возмещение стоимости проживания) предлагается освободить от налогообложения.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части повышения мобильности трудовых ресурсов» (далее – законопроект о мобильности) и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект о налогах) разработаны Минтрудом России в соответствии с планом мероприятий по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014– 2018 годы (утверждён распоряжением Правительства от 24 апреля 2014 года №663-р).
Законопроекты направлены на стимулирование внутренней миграции трудовых ресурсов на территории, не имеющие естественной миграционной привлекательности и испытывающие потребность в рабочей силе.
В целях создания новых точек притяжения трудовых ресурсов предусматривается разработка региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.
В качестве территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов наряду со стратегически важными для страны будут рассматриваться территории, на которых реализуются значимые инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и/или особые экономические зоны, которые при этом испытывают потребность в дополнительных трудовых ресурсах.
В целях создания привлекательных условий для переезда граждан предполагается оказание им поддержки, включая компенсационные и другие выплаты. При этом перечень мер поддержки, осуществляемых конкретным работодателем в отношении граждан, переезжающих для трудоустройства, будет определяться индивидуально на основе базового регионального перечня мер поддержки, установленного региональной программой. Он будет закрепляться в соответствующем соглашении между субъектом Федерации и работодателем.
Также предусматривается оказание работодателям, привлекающим работников в субъекты Федерации, отнесённые к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, финансовой поддержки за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (например, на осуществление расходов на проезд работника, его обустройство, наём или аренду жилья, обучение).
Налоговым кодексом установлена обязанность по уплате налога на доходы физических лиц. Таким образом, получение гражданином указанных мер поддержки в рамках региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов может потребовать уплаты с этих сумм налогов, предусмотренных действующим законодательством.
В целях увеличения положительного эффекта от оказания за счёт бюджета финансовой поддержки работодателям для привлечения на работу граждан из другого субъекта, а также от полученных гражданами мер поддержки в связи с переездом для работы в субъекты Федерации, входящие в перечень территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов, законопроектом о налогах предлагается освободить компенсационные выплаты (за исключением выплат на возмещение стоимости проживания) от налогообложения.
Кроме того, законопроектом о мобильности предусматривается модернизация информационного портала «Работа в России» и создание в интернете информационно-аналитической системы общероссийской базы вакансий «Работа в России» (далее – Система), которая позволит сформировать общефедеральную базу данных о трудоустройстве, организовать интерактивное взаимодействие граждан, работодателей, органов власти и служб занятости.
Для реализации указанных мер законопроектом предусматривается предоставить Правительству России права:
- утверждения перечня субъектов Федерации, относящихся к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов;
- разработки и реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на повышение мобильности трудовых ресурсов;
- утверждения правил предоставления субъектам Федерации, отнесённым к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов, субсидий на реализацию региональных программ;
- принятия решений о выделении средств из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Федерации на указанные цели;
- утверждения перечня сведений, содержащихся в Системе, порядка её формирования и ведения, в том числе порядка размещения информации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
Минтруд России наделяется полномочиями по утверждению типовой структуры региональной программы и методических рекомендаций по её разработке, а также формы и порядка предоставления сертификата на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Федерации, отнесённые к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов.
Органам исполнительной власти субъектов Федерации предлагается предоставить право на разработку региональных программ с учётом заключённых с работодателями соглашений об участии в региональной программе.
Порядок и критерии отбора инвестиционных проектов, для реализации которых планируется привлекать трудовые ресурсы из других субъектов Федерации, порядок и критерии отбора работодателей, имеющих право на получение сертификата, а также предоставления им финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, предлагается устанавливать нормативными правовыми актами субъектов Федерации.
Принятие законопроектов позволит:
-создать систему по регулированию на государственном уровне потоков внутренней трудовой миграции;
- содействовать обеспечению приграничных районов, территорий Сибири, Дальнего Востока, а также субъектов Российской Федерации, в которых реализуются инвестиционные проекты, формируются и развиваются инновационные кластеры и/или особые экономические зоны, требуемыми трудовыми ресурсами;
- создать механизм финансовой поддержки работодателей, привлекающих работников в субъекты Федерации, отнесенные к территориям приоритетного привлечения трудовых ресурсов;
- способствовать повышению мобильности трудовых ресурсов путем создания привлекательных условий для переезда граждан, оказания им мер поддержки, включая компенсационные и иные выплаты.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 11 сентября 2014 года.