Законопроектом предусмотрено увеличение предельного размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банке, в отношении которого наступил страховой случай, до 1 млн рублей, введение мер, направленных на снижение рисков системы страхования вкладов путём повышения страховых взносов для банков, устанавливающих завышенные процентные ставки по привлекаемым вкладам, а также определение источников финансирования дефицита фонда обязательного страхования вкладов.
Документ
-
Распоряжение от 14 июня 2013 года №977-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"» разработан Минфином России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 года.
Законопроектом предусмотрено увеличение предельного размера страхового возмещения по вкладам физических лиц в банке, в отношении которого наступил страховой случай, до 1 млн рублей, введение мер, направленных на снижение рисков системы страхования вкладов путём повышения страховых взносов для банков, устанавливающих завышенные процентные ставки по привлекаемым вкладам, а также определение источников финансирования дефицита фонда обязательного страхования вкладов.
В соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» предельный размер страхового возмещения по вкладам составляет 700 тыс. рублей. За период применения указанного предельного размера страхового возмещения сформировалось несколько факторов, позволяющих говорить о необходимости корректировки данного показателя. Так, снижается уровень защищённости вкладчиков в результате инфляции. Кроме того, уровень защищённости вкладчиков в Российской Федерации отстаёт от уровня ряда европейских стран и некоторых стран СНГ (Азербайджан, Казахстан).
В условиях действия системы страхования вкладов процентная политика банков по вкладам является одним из ключевых инструментов конкурентной борьбы за клиентов, депозиты которых ориентированы на максимальный размер страхового возмещения. При этом существует определённый риск перераспределения вкладов в финансово неустойчивые банки, предлагающие населению высокий процент по депозитам. В качестве финансовых мер, сдерживающих потенциальное усиление данного риска, законопроектом предполагается введение базовой и дополнительной ставок страховых взносов, а также установление уплаты (по дополнительной ставке страховых взносов) повышенных отчислений банками в фонд обязательного страхования вкладов, если их текущая деятельность создаёт дополнительные риски в системе страхования вкладов.
Одновременно в целях расширения источников финансирования при ухудшении экономической ситуации и дефиците фонда обязательного страхования вкладов документом предусматривается право совета директоров государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» обратиться в Банк России с просьбой о предоставлении кредита без обеспечения на срок до пяти лет, возврат которого будет осуществляться за счёт будущих взносов в фонд обязательного страхования вкладов.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению финансовой устойчивости банков, снижению рисков в системе страхования вкладов и повышению уровня защищённости вкладчиков.
Наряду с повышением защищённости вкладчиков данный шаг также может содействовать росту всей депозитной базы и прежде всего вкладов, находящихся вблизи нового уровня страховки. Представляется, что в текущих условиях это будет способствовать росту долгосрочной ликвидности банковского сектора.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 6 июня 2013 года.