Распоряжение от 30 апреля 2016 года №820-р. Законопроект направлен на устранение недостатков текущего регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью в деятельности хозяйственных обществ. Законопроектом, в частности, уточняются критерии, по которым сделка может быть отнесена к числу крупных, и сделок, подпадающих под нормы о крупных сделках. Законопроектом предлагаются ключевые изменения в части совершенствования режима сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. В части порядка получения согласия на совершение сделок с заинтересованностью предлагается распространить на порядок получения согласия на совершение таких сделок нормы, аналогичные нормам о крупных сделках, с уточнением о том, что в решении о согласии на совершение сделки с заинтересованностью должны быть указаны лица, которые будут стороной или выгодоприобретателем в сделке. Предусматривается также корректировка правил об оспаривании сделок с заинтересованностью.
Документ
-
Распоряжение от 30 апреля 2016 года №820-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы “Об акционерных обществах” и “Об обществах с ограниченной ответственностью” (в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность)» подготовлен Минэкономразвития во исполнение пункта 37 плана мероприятий («дорожной карты») по созданию Международного финансового центра в Российской Федерации (утверждён распоряжением Правительства от 19 июня 2013 года №1012-р).
Законопроект направлен на совершенствование институтов крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в деятельности хозяйственных обществ.
В части совершенствования режима крупных сделок законопроектом уточняются критерии, по которым сделка может быть отнесена к числу крупных, и сделок, подпадающих под нормы о крупных сделках.
Законопроект закрепляет уже сложившуюся судебную практику и распространяет правила о согласии на совершение крупных сделок. Законопроектом предусматривается исключить возможность распространения уставом общества режима крупных сделок на другие сделки. В то же время законопроект вводит новую норму, в соответствии с которой уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия общего собрания участников (акционеров) или совета директоров (наблюдательного совета) на совершение каких-либо сделок, перечисленных в уставе.
В этой части законопроект приводит законодательство в соответствие с текущей судебной практикой, которая также квалифицирует сделки, на которые уставом общества распространён режим крупных сделок, в качестве сделок, оспоримых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается корректировка действующих правил о признании крупной сделки недействительной.
Так, условия признания крупной сделки недействительной приводятся в соответствие с пунктом 1 статьи 1731 Гражданского кодекса:
- сделка должна быть совершена в отсутствие надлежащего согласия на её совершение;
- должно быть доказано, что контрагент знал или заведомо должен был знать о том, что она совершена в отсутствие согласия на её совершение.
В части совершенствования режима сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (далее – сделки с заинтересованностью), законопроектом предлагается ряд изменений.
Уточняются критерии квалификации сделки в качестве сделки с заинтересованностью.
Для целей определения круга лиц, сделка с которыми считается сделкой с заинтересованностью, не используется понятие «аффилированные лица», содержание которого служит предметом постоянных споров. В связи с этим законопроектом предлагается использовать понятия «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)», определённые в статье 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Законопроект предполагает отказ от обязательного предварительного согласия на совершение сделки с заинтересованностью. Такое согласие необходимо будет получать только по предложению единоличного исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) либо члена ревизионной комиссии.
Законопроектом определяется круг сделок, не требующих согласия на их совершение по правилам о сделках с заинтересованностью, который в целом совпадает с аналогичными исключениями из режима совершения крупных сделок. Вместе с тем предусматривается ряд дополнительных исключений:
- сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества (законопроектом предлагается указать, что такие сделки не подлежат одобрению только при условии, что общество неоднократно в течение длительного периода времени на схожих условиях совершало аналогичные сделки, в совершении которых не имеется заинтересованности);
- сделки по размещению обществом путём открытой подписки облигаций или приобретению обществом размещённых им облигаций;
- сделки, заключаемые на открытых торгах или по результатам открытых торгов, если условия таких торгов предварительно утверждены советом директоров общества;
- сделки, предметом которых является имущество, цена или балансовая стоимость которого определима и составляет не более 0,1% балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчётности на последнюю отчётную дату, то есть сделки, в которых формально присутствует заинтересованность, но в силу незначительной для общества стоимости имущества, являющегося их предметом, отсутствует риск причинения реального ущерба интересам как самого общества, так и его участников (акционеров) в результате совершения такой сделки. Однако учитывая, что в крупных публичных обществах даже 0,1% балансовой стоимости активов могут составлять в денежном выражении значительную сумму, законопроектом предусматривается право Банка России установить предельные значения цены соответствующих сделок.
В части порядка получения согласия на совершение сделки с заинтересованностью предлагается распространить на порядок получения согласия на совершение сделок с заинтересованностью нормы, аналогичные нормам о крупных сделках, с единственным уточнением о том, что в решении о согласии на совершение сделки должны быть указаны лица, которые будут являться стороной или выгодоприобретателем в сделке. Такая информация важна именно при получении согласия на совершение сделок с заинтересованностью.
Кроме того, предусматривается корректировка правил об оспаривании сделок с заинтересованностью.
Законопроект предлагает ввести минимальный порог обладания акциями (долями) для подачи акционером (участником) иска о признании сделки с заинтересованностью недействительной по аналогии с тем, как предлагается это сделать в нормах о крупных сделках.
Законопроект направлен на устранение недостатков текущего регулирования крупных сделок и сделок с заинтересованностью хозяйственных обществ. Это позволит повысить эффективность правового регулирования хозяйственных обществ.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 апреля 2016 года.