Распоряжение от 18 апреля 2016 года №706-р. Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми уточняются полномочия Правительства, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации по предоставлению полного государственного обеспечения детям-сиротам, порядок его предоставления. Уточняется, что Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при предоставлении дополнительных гарантий по социальной защите прав как в отношении детей-сирот, так и в отношении лиц в возрасте от 18 до 23 лет, потерявших в период обучения родителей. При этом категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии, законопроектом не расширяются. Принятие законопроекта позволит обеспечить полноценную реализацию прав детей-сирот на государственное обеспечение, а также усовершенствовать порядок его предоставления.
Документ
-
Распоряжение от 18 апреля 2016 года №706-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минобрнауки в целях устранения пробелов в законодательстве и проблем правоприменительной практики в области обеспечения государственных гарантий прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее – дети-сироты).
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон), которыми уточняются полномочия Правительства, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и субъектов Федерации по предоставлению полного государственного обеспечения детям-сиротам, а также порядок его предоставления.
Законопроектом уточняется, что Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при предоставлении дополнительных гарантий по социальной защите прав как в отношении детей-сирот, так и в отношении лиц в возрасте от 18 до 23 лет, потерявших в период обучения родителей.
При этом категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии, законопроектом не расширяются. Так, нормы, предусматривающие право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке до окончания обучения в отношении обучающихся, потерявших в период обучения родителей, предусмотрены статьёй 6 Федерального закона.
Одновременно законопроектом вносятся изменения в статью 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях предоставления права на получение социальных стипендий обучающимся, потерявшим в период обучения родителей, так же как и детям-сиротам.
В соответствии с Федеральным законом дети-сироты имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении ими среднего профессионального образования или высшего образования.
Законопроектом уточняется право детей-сирот на прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих с зачислением на период такого обучения на полное государственное обеспечение. Устанавливается, что обучение проводится за счёт средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов.
В субъектах Федерации обучаются по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих более 25 тыс. детей-сирот. Общая сумма расходов региональных бюджетов на предоставление полного государственного обеспечения и дополнительные социальные гарантии для обучающихся по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих составляет около 3 млрд рублей ежегодно.
Постановлением Правительства от 7 ноября 2005 года №659 утверждены нормы обеспечения детей-сирот питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия. При этом Правительство на законодательном уровне полномочиями по утверждению перечисленных норм не наделено. В целях устранения этого пробела в правовом регулировании законопроектом в Федеральный закон вносится изменение, согласно которому Правительство наделяется соответствующим полномочием.
Предусматривается также внесение изменений в Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части наделения уполномоченного Правительством федерального органа исполнительной власти и субъектов Федерации полномочиями по утверждению норм и порядка обеспечения за счёт средств соответствующего бюджета бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Федеральным законом детям-сиротам, обучающимся за счёт средств федерального бюджета, предоставляется право на бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы. Вместе с тем законодательством не определён порядок обеспечения бесплатного проезда в отношении детей-сирот, обучающихся за счёт средств федерального бюджета.
В настоящее время федеральными образовательными организациями выплачивается компенсация детям-сиротам за проезд по их заявлению за счёт средств федерального бюджета, выделяемых учредителями на социальное обеспечение детей-сирот. Порядок выплаты компенсации регулируется локальными нормативными правовыми актами федеральных образовательных организаций, что не обеспечивает единого порядка предоставления такого права детям-сиротам.
Законопроектом Правительство России наделяется полномочием по определению такого порядка, а в отношении обучающихся образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, – федеральный государственный орган, в ведении которого находится соответствующая организация.
Принятие законопроекта позволит обеспечить полноценную реализацию прав детей-сирот на полное государственное обеспечение, а также усовершенствовать порядок его предоставления.
Законопроект рассмотрен и одобрен
на заседании
Правительства Российской Федерации 14 апреля 2016 года.