Распоряжения от 26 марта 2016 года №503-р, №504-р, №522-р. Законопроекты направлены на формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству такой оценки со стороны работодателей и граждан.
Проекты федеральных законов «О независимой оценке квалификации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”», «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» подготовлены Минтрудом России во исполнение поручений Президента России №Пр-3050 от 26 декабря 2013 года (пункт 5), №Пр-285 от 20 февраля 2015 года (подпункт «б» пункта 2), №Пр-174 от 30 января 2016 года (подпункт «а» пункта 1) и плана мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (утверждён распоряжением Правительства от 9 июля 2014 года №1250-р).
Законопроектом «О независимой оценке квалификации» предусматривается формирование объединениями работодателей и профсоюзами системы независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам, основанной на доверии к качеству такой оценки со стороны работодателей и граждан.
Координатор системы независимой оценки квалификации – консультативный орган при Президенте России для рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития квалификаций.
В целях организации работы по оценке квалификации в определённом виде профессиональной деятельности создаются советы по профессиональным квалификациям (далее – советы) на базе отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей или ассоциаций, представляющих профессиональные сообщества.
Оценку квалификации в форме профессионального экзамена проводят специально отобранные советами центры оценки квалификации (далее – центры) в порядке, установленном Правительством.
В целях функционирования системы общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов и уполномоченными Правительством федеральными органами исполнительной власти создаётся национальное агентство развития квалификаций (далее – агентство).
Агентство формирует и ведёт информационно-справочный ресурс «Реестр независимой оценки квалификаций» (далее – Реестр), который включает в себя в том числе сведения о советах, центрах, сведения о наименованиях квалификаций и положениях профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.
По итогам оценки квалификации соискателям выдаётся свидетельство о квалификации либо, в случае неудовлетворительного прохождения экзамена, заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю.
Оценка квалификации является добровольной для работников и работодателей, проводится за счёт средств соискателя либо иных физических и (или) юридических лиц и не влечёт за собой каких-либо обязательных последствий или требований, в том числе при приёме на работу.
Законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» предусматривает сохранение за работником места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а также оплаты командировочных расходов в связи с прохождением оценки квалификации.
В целях стимулирования работодателей и граждан к участию в системе оценки квалификации законопроектом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» предлагается расходы работодателей на оценку квалификации относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Для граждан планируются социальные налоговые вычеты в случае расходов на прохождение оценки квалификации. Таким образом, расширяется перечень оснований для налоговых вычетов, при этом размер вычетов не увеличивается.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Принятие законопроектов будет способствовать законодательному урегулированию отношений, связанных с оценкой квалификации работников, обеспечению потребности организаций в квалифицированных кадрах.
Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 24 марта 2016 года.