Распоряжение от 3 октября 2015 года №1958-р. В рамках «дорожной карты» «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Вносимые изменения направлены на поддержку добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые допускают незначительные просрочки возврата на счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов и подвергаются существенным административным штрафам. Задержки могут возникать по чисто техническим причинам, которые нельзя отнести к тяжким нарушениям. В этой связи предлагаемая законопроектом мера устранит несправедливость в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
Документ
-
Распоряжение от 3 октября 2015 года №1958-р
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект) подготовлен Минфином России во исполнение пункта 7 раздела II плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта» (утверждён распоряжением Правительства от 29 июня 2012 года №1128-р).
Статьёй 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлены основания для привлечения к административной ответственности резидентов за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также санкции за соответствующие административные правонарушения.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьёй 15.25 КоАП, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), совершаемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством и актами органов валютного регулирования. В частности, часть 5 этой статьи предусматривает ответственность в виде административного штрафа в размере от трёх четвёртых до одного размера суммы денежных средств, не возвращённых в Россию, за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Россию (не полученные в России) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Основания для привлечения к ответственности предлагается разделить на нарушение должностными и юридическими лицами установленного срока возврата в Россию денежных средств и на невозврат такими лицами денежных средств.
За нарушение установленного срока возврата денежных средств предлагается установить отдельное административное наказание в виде административного штрафа, исчисляемого в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России от суммы денежных средств, возвращённых с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки возврата денежных средств. Административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату денежных средств остаётся неизменной.
Вносимые изменения направлены на поддержку добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, которые допускают незначительные просрочки возврата на счета в уполномоченных банках денежных средств от нерезидентов и подвергаются существенным административным штрафам. Задержки могут возникать по чисто техническим причинам, которые нельзя отнести к тяжким нарушениям. В этой связи предлагаемая законопроектом мера устранит несправедливость в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, уменьшит количество претензионно-исковой работы, которой вынуждены заниматься в настоящее время как резиденты, так и контрольные органы ввиду значительности размера установленных в части 5 статьи 15.25 КоАП санкций.
Применение к резидентам административной ответственности в зависимости от характера совершённого правонарушения будет способствовать назначению административного наказания, основанного на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 1 октября 2015 года.