Законопроект направлен на определение основных понятий и условий рейтинговой деятельности, а также установление полномочий Банка России в сфере регулирования, контроля и надзора деятельности рейтинговых агентств.
Проект федерального закона № 717759-6 «О деятельности рейтинговых агентств в Российской Федерации» внесён депутатами Государственной Думы Н.В.Бурыкиной, М.Х.Юсуповым, Р.А.Баталовой, А.Г.Аксаковым.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона (далее – законопроект).
Законопроект направлен на определение основных понятий рейтинговой деятельности и условий её осуществления, а также установление полномочий Банка России в сфере регулирования, контроля и надзора деятельности рейтинговых агентств.
К законопроекту имеются замечания.
Пунктом 1 статьи 2 законопроекта предусмотрено, что рейтинговое агентство – юридическое лицо, основным видом деятельности которого является рейтинговая деятельность. Учитывая, что частью 1 статьи 5 законопроекта определены органы управления рейтингового агентства, в законопроекте следует уточнить конкретные организационно-правовые формы, в которых может быть создано рейтинговое агентство.
В целях соблюдения единообразия терминологии, используемой в законодательстве Российской Федерации, положения пункта 20 статьи 2, устанавливающего значение понятия «группа рейтинговых агентств», необходимо привести в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в части использования терминов «основное хозяйственное товарищество или общество» и «дочернее общество».
Пунктом 5 статьи 5 законопроекта установлены требования к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления и внутреннего контроля рейтинговых агентств. При этом под несоответствием указанных лиц понимается в том числе наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений, а также признание судом лица виновным в банкротстве юридического лица.
Правительство Российской Федерации считает избыточным учитывать при определении соответствия данного круга лиц указанным требованиям судимость за преступления без привязки к сфере, в которой совершено преступление, тяжести совершенного преступления, а также виновность за банкротство юридического лица безотносительно к сроку давности.
Правительство Российской Федерации полагает целесообразным доработать законопроект в части установления запрета на совмещение рейтинговой деятельности с иными видами деятельности, порядка аккредитации рейтинговых агентств, установления последствий отзыва аккредитации у рейтингового агентства, определения требований к учредителям (акционерам, участникам) рейтингового агентства и квалификационных требований и требований к деловой репутации членов органов управления и контролеру (руководителю службы внутреннего контроля) рейтингового агентства, определения дополнительных услуг, оказываемых рейтинговым агентством, а также предоставления Банку России права устанавливать требования к организации системы внутреннего контроля рейтинговых агентств.
Кроме того, в связи с введением в законопроекте понятия «рейтинговое агентство» необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки с учётом указанных замечаний.