Законопроектом предлагается установить механизм налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании.
Проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» вносится в Государственную Думу депутатом В.А.Васильевым.
Законопроектом предусматривается установить механизм налогообложения в Российской Федерации доходов контролируемых иностранных компаний, если эти компании не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, контролирующих такие компании.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учётом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом вводятся новые понятия: «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо».
К контролируемым иностранным компаниям будут относиться иностранные организации, не признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, а также корпоративные образования или структуры, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица.
Контролирующим лицом иностранной организации предлагается признавать физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25% либо доля участия которого в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц – включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50%.
Законопроектом предусматриваются условия, при выполнении которых иностранная организация не признаётся контролируемой, в частности, если эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчётность за финансовый год, составляет не менее 75% средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.
В целях сохранения уровня конкурентоспособности российских компаний за рубежом Правительство полагает целесообразным дополнительно проработать вопросы увеличения доли участия лица в иностранной организации для признания его контролирующим, а также снижения критерия эффективной налоговой ставки для непризнания организации контролируемой.
Правительство полагает, что меры, предусмотренные законопроектом, в целом будут способствовать пресечению использования низконалоговых юрисдикций для получения необоснованной налоговой выгоды, а также позволят осуществлять налогообложение нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний.
Законопроект разработан в рамках поручения Президента России от 27 декабря 2013 года №Пр-3086 (абзацы первый и второй пункта 31).
Правительство Российской
Федерации поддерживает законопроект.