Законопроектом, в частности, предлагается дополнить часть первую статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации новым составообразующим признаком, позволяющим в качестве хулиганских действий квалифицировать грубое нарушение общественного порядка, совершённое на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, создающее угрозу безопасности движения транспортного средства либо угрозу жизни и (или) здоровью людей. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить положениями, устанавливающими ответственность за соответствующее нарушение общественного порядка.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 213 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 3.5 и 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вносится в Государственную Думу членами Совета Федерации В.А.Тюльпановым, К.Э.Добрыниным и А.А.Клишасом.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК), дополнив часть первую статьи 213 новым составообразующим признаком, позволяющим в качестве хулиганских действий квалифицировать грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершённое на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, создающее угрозу безопасности движения транспортного средства либо угрозу жизни и (или) здоровью людей, а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), дополнив статью 20.1 новой частью 3, предусматривающей установление ответственности за соответствующее нарушение общественного порядка, совершённое на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте.
Концепция законопроекта представляется актуальной и в целом поддерживается.
Вместе с тем в предлагаемых законопроектом изменениях статей 213 УК и 20.1 КоАП требует корректировки перечень видов транспорта, поскольку совершение хулиганских действий в автомобильном транспорте, в транспортных средствах городского наземного электрического транспорта или в поездах метрополитена может представлять не меньшую опасность для пассажиров.
Кроме того, должна учитываться повышенная общественная опасность хулиганских действий, совершаемых как непосредственно в транспортных средствах, так и на объектах транспортной инфраструктуры (аэропорты, станции метрополитена, железнодорожные и автомобильные вокзалы, морские порты и терминалы и так далее).
Предлагаемый частью 3 статьи 20.1 КоАП состав административного правонарушения является квалифицированным только по отношению к действиям, изложенным в диспозиции части 1 данной статьи КоАП, что в случае принятия законопроекта повлечёт неоправданное сужение предмета правового регулирования статьи 20.1 КоАП в части невозможности соответствующей квалификации мелкого хулиганства, сопряжённого с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка (часть 2 статьи 20.1 КоАП).
Размер административного штрафа, предусмотренный проектной редакцией части 3 статьи 20.1 КоАП (от 50 тыс. до 300 тыс. рублей) за совершение мелкого хулиганства на транспорте, не корреспондирует размерам административного штрафа, установленным в частях 1 и 2 статьи 20.1 КоАП, что может повлечь дисбаланс юридической конструкции рассматриваемой нормы.
На основании изложенного Правительство Российской
Федерации поддерживает законопроект с учётом изложенных замечаний.