Предлагаемые законопроектом изменения предоставят возможность повысить уровень воздействия на кредитные организации, которые позволяют вовлекать себя в осуществление сомнительных операций, будут способствовать повышению внимания кредитных организаций к вопросам эффективности реализации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма с акцентом на риск-ориентированный подход к работе с клиентами и практическую направленность на прекращение работы с клиентами, осуществляющими сомнительные операции.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесён депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, А.А.Музыкаевым.
Законопроект предусматривает внесение изменений:
- в статью 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности» в части дополнения новым основанием для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций – неоднократное в течение одного года нарушение требований, установленных федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и (или) нормативными актами Банка России, изданными в соответствии с указанным федеральным законом, в том числе в части организации и (или) осуществления кредитными организациями внутреннего контроля;
- в статью 13 федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие исключение кредитных организаций из числа субъектов административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливающие, что кредитные организации, нарушающие законодательство Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма, будут привлекаться к ответственности на основании статьи 74 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
Предлагаемые законопроектом изменения предоставят возможность повысить уровень воздействия на кредитные организации, которые позволяют вовлекать себя в осуществление сомнительных операций, будут способствовать повышению внимания кредитных организаций к вопросам эффективности реализации внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма с акцентом на риск-ориентированный подход к работе с клиентами и практическую направленность на прекращение работы с клиентами, осуществляющими сомнительные операции.
Официальный отзыв Правительства
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на совершенствование системы противодействия совершению операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма в банковской сфере.
Законопроектом вносятся изменения в статью 13 федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – кодекс), предусматривающие применение к кредитным организациям, нарушившим федеральный закон, мер, предусмотренных статьёй 74 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», если иное не установлено законом. Изменения вносятся также в часть 1 статьи 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Концепция представленного законопроекта Правительством Российской Федерации поддерживается.
Вместе с тем к проекту федерального закона имеются следующие замечания.
Представляется необходимым установить, что административная ответственность по части 11 статьи 15.27 кодекса (в редакции законопроекта) наступает исключительно для кредитных организаций, а административная ответственность, предусмотренная частями 1, 2–3 статьи 15.27 кодекса, применяется в том числе к должностным лицам кредитных организаций.
Считаем также целесообразным сохранить возможность назначения административного наказания для сотрудников организации, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансирования терроризма.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учёта вышеуказанных замечаний.