Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «О связи» изменения, направленные на защиту абонентов сетей подвижной радиотелефонной связи от нежелательных рассылок по этим сетям коротких текстовых сообщений.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О связи"» внесён членами Совета Федерации Р.У.Гаттаровым (в период исполнения полномочий), Л.Н.Боковой, депутатами Государственной Думы С.В.Железняком, В.И.Лысаковым и другими.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О связи», направленные на защиту абонентов сетей подвижной радиотелефонной связи от нежелательных рассылок по сетям подвижной радиотелефонной связи коротких текстовых сообщений.
Используемое в проектируемом пункте 231 статьи 2 Федерального закона «О связи» понятие «рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи» подлежит доработке, поскольку формулировка «иные неголосовые сообщения» не позволяет однозначно определить, о каких сообщениях идёт речь, и не используется в законодательстве Российской Федерации в области связи. Аналогичное замечание относится к пункту 3 статьи 441, а также к пункту 6 статьи 45 Федерального закона «О связи» в редакции статьи 1 законопроекта.
Предлагаемое законопроектом определение «рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи» включает в себя короткие текстовые сообщения, которые были отправлены абонентами с использованием нумерации, не соответствующей российской системе и плану нумерации. Предлагается пункт 1 статьи 1 законопроекта после слов «плану нумерации» дополнить словами «, а также не предусмотренных договором межсетевого взаимодействия с иностранными операторами связи».
Пунктом 2 статьи 1 законопроекта предлагается дополнить статью 18 Федерального закона «О связи» новым пунктом 5, в соответствии с которым оператор связи обязан ограничить пропуск на свою сеть трафика, содержащего рассылку по сети подвижной радиотелефонной связи, осуществляемую с нарушением требований указанного федерального закона.
Данное положение не относится к предмету правового регулирования статьи 18 Федерального закона «О связи». В связи с этим предлагается данную норму перенести в статью 46 Федерального закона «О связи».
Кроме того, в пункте 2 статьи 441 Федерального закона «О связи» в редакции пункта 3 статьи 1 законопроекта необходимо уточнить, с кем оператор связи заключает договор, и предмет такого договора.
Законопроектом абоненту предоставляется право на обращение к оператору подвижной радиотелефонной связи с требованием о прекращении передачи на его пользовательское оборудование коротких текстовых сообщений. При этом обязанность оператора связи по прекращению такой рассылки законопроектом не предусматривается. В связи с этим абзац 3 пункта 4 статьи 1 законопроекта предлагается изложить в следующей редакции «Оператор подвижной радиотелефонной связи обязан прекратить передачу на пользовательское оборудование (оконечное оборудование) абонента коротких текстовых сообщений с абонентского номера или уникального кода идентификации, указанного в обращении абонента.». Одновременно с этим целесообразно закрепить в законопроекте положение о том, что оператор подвижной радиотелефонной связи не вправе взимать за это с абонента плату.
Принятие законопроекта предоставит операторам связи действенные механизмы борьбы с незаконной рассылкой, повысит прозрачность распространения рекламы по сетям электросвязи.
В связи с изложенным Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению с учётом указанных предложений.