Распоряжение от 3 апреля 2013 года №493-р. Законопроект направлен на уточнение требований к участию банков в системе страхования вкладов (ССВ), а также положений, устанавливающих банкам запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских операций. Принятие законопроекта позволит унифицировать надзорные требования к оценке устойчивости кредитных организаций и требования к участию в системе страхования вкладов, снимет потенциальную проблему вынужденного введения Банком России запрета на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и открытие банковских счетов физических лиц в банках, имеющих устойчивую ликвидность, что снизит регулятивный риск как для отдельных банков, так и, при определенных ситуациях, для банковской системы в целом.
Справка к распоряжению от 3 апреля 2013 года №493-р о внесении в Госдуму проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации"»
Проект федерального закона разработан Минфином России.
Законопроект направлен на уточнение требований к участию банков в системе страхования вкладов (ССВ), а также положений, устанавливающих банкам запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских операций.
В части требований к участию банков в ССВ законопроектом предусматриваются следующие изменения:
Документ
-
Распоряжение от 3 апреля 2013 г. №493-р
- установление необходимости соблюдения банком порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления;
- уточнение состава групп показателей оценки финансовой устойчивости банка;
- уточнение порядка признания Банком России финансовой устойчивости банка достаточной, а также порядка установления и опубликования методик, на основании которых оцениваются финансовая устойчивость банка, её группы показателей и порядок раскрытия информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка;
- предоставление Банку России права не проводить в кредитной организации, ходатайствующей о выдаче разрешения Банка России, инспекционную проверку в случае, если проверка оценки достоверности учёта и отчётности банка, а также установления фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в ССВ и которые невозможно получить методами дистанционного надзора, была завершена не ранее чем за три месяца до представления ходатайства о выдаче разрешения Банка России.
В качестве оснований, по которым банки признаются не соответствующими требованиям к участию в ССВ, законопроектом предусмотрены следующие изменения:
- неоднократное в течение года признание Банком России недостоверными учёта и отчётности банка;
- признание неудовлетворительными три месяца подряд групп показателей оценки прозрачности структуры собственности банка, оценки качества управления банком;
- невыполнение банком в течение шести месяцев подряд одного и того же обязательного норматива за исключением случаев, когда его невыполнение вызвано изменением методики его расчета;
- несоблюдение банком порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами его управления, три месяца подряд.
Вместе с тем из оснований, по которым банки признаются не соответствующими требованиям к участию в ССВ, исключаются группы финансовых показателей (капитал, активы, ликвидность), несоответствие которым, исходя из жёстко формализованной оценки финансовой устойчивости банка для целей ССВ, может являться наиболее болезненным основанием для вынужденного введения Банком России запрета в отношении банков, которые являются вполне устойчивыми, так как недостатки в их деятельности могут быть не сопряжены с непосредственной угрозой интересам кредиторов и вкладчиков, то есть банки способны своевременно удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей.
В целях обеспечения прозрачности действий Банка России по оценке банка на предмет соответствия требованиям к участию в ССВ, а также возможности принятия банком необходимых мер по устранению фактов (обстоятельств), повлекших несоблюдение им требований к участию в ССВ, законопроектом предусматривается обязанность Банка России доводить до сведения банка информацию о возникновении у него оснований, которые могут повлечь прекращение его права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.
Принятие законопроекта позволит унифицировать надзорные требования к оценке устойчивости кредитных организаций и требования к участию в системе страхования вкладов, снимет потенциальную проблему вынужденного введения Банком России запрета на привлечение денежных средств физических лиц во вклады и открытие банковских счетов физических лиц в банках, имеющих устойчивую ликвидность, что снизит регулятивный риск как для отдельных банков, так и, при определенных ситуациях, для банковской системы в целом.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 28 марта 2013 года.