Здравоохранение. Экология.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Вероники Скворцовой по завершении заседания
Брифинг Сергея Донского по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Принятые решения
У нас сегодня заседание президиума, посвящённое двум вопросам – здравоохранению и экологии.
Начнём со здравоохранения. Все мы знаем, что за последние годы были сделаны немаленькие государственные инвестиции в здравоохранение. Они дают свой эффект. Это касается и оснащения медицинских учреждений, и стандартов работы персонала, и даже принятия целого ряда оперативных решений, как то, например, выделение денег (совсем недавнего решения по 3 млрд рублей на закупку новых автомобилей скорой помощи). Вчера я очередную партию этих автомобилей как раз осмотрел в Липецке. Решение это исполняется, и в общем исполняется достаточно оперативно.
Очевидно, что на здоровье человека, помимо наших решений в сфере здравоохранения, влияет и состояние окружающей среды. Целый ряд регионов у нас находится в довольно сложном экологическом состоянии. Ситуацию эту нужно исправлять по мере возможности и, конечно, прежде всего исходя из необходимости заботиться о здоровье людей. Помимо этого, наша страна уникальна по своей красоте и разнообразию природы. И наша задача – сберечь все эти красоты, нашу природу для детей, внуков. Это очевидная и весьма непростая государственная задача.
Одним из важных достижений последних лет стал рост рождаемости, дальнейшее улучшение медицинской помощи матерям и новорождённым, которая, безусловно, требует самого пристального внимания в рамках нашей проектной работы.
Опыт показывает, что ситуация в регионах качественно меняется с появлением перинатальных центров. За последние годы мы построили 29 таких центров, где даже в самых сложных ситуациях и маме, и ребёнку обеспечена современная медицинская помощь.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 31 августа 2016 года
Строительство центров продолжается. Естественно, мы должны завершить все те проекты, которые были начаты. Особо подчеркну: медицинские возможности такого рода должны быть доступны всем жителям регионов, а не только тем, кто живёт рядом. При необходимости нужно практиковать и дистанционные консультации, и выезды бригад для оказания помощи на месте.
Также нужно таким образом организовать нашу работу, чтобы действительно обеспечить каждому человеку в нашей стране независимо от места жительства без каких-либо сложностей и очередей возможность попасть к нужному врачу, пройти эффективно и быстро диагностику, получить современную высокотехнологичную помощь, лекарства. Это особенно острый вопрос для жителей труднодоступных регионов нашей страны, речь идёт о значительном количестве людей. Понятно, мы по-разному можем определять критерии труднодоступности, но в любом случае это может быть несколько десятков миллионов человек, поэтому одним из направлений нашей работы должны стать вопросы обеспечения доступности медицинской помощи. Особенно это касается тех видов патологий, где такая помощь требуется незамедлительно, в частности сердечно-сосудистых болезней.
Следующее направление по здравоохранению касается квалификации врачей. Их профессиональный рост должен успевать за развитием медицинских технологий. Понятно, что процесс обучения должен идти постоянно, это требует новых образовательных технологий, которые основаны на профессиональных стандартах. Введение их нужно ускорить, так же как и внедрение современных протоколов лечения. Процесс обучения должен быть организован удобно для человека, в том числе за счёт более широкого использования электронного обучения, включая дистанционное. Для этого заработал портал непрерывного медицинского образования Минздрава. Естественно, таким специалистам нужна и система допуска к профессиональной деятельности. Она должна быть максимально объективной, она не должна быть формальной, и с этой целью в текущем году начато проведение аккредитации специалистов.
Острый вопрос, особый вопрос – обеспечение людей доступными, качественными, эффективными лекарствами в рамках государственных закупок. Его нужно решать в рамках проектной работы. Сейчас объём закупок для государственных нужд составляет более 300 млрд рублей. Это свыше, подчёркиваю, свыше трети всего рынка лекарств, которые существуют в стране. И мы хотим, чтобы на эти деньги приобретались наиболее качественные препараты по нормальным ценам. Для этого, во-первых, нужно исключить возможность наживаться, играя на искусственно созданной разнице цен. Практика показывает, что, к сожалению, такая разница существует.
Нужны механизмы, которые позволят избежать большого разброса цен, в том числе между российскими и зарубежными лекарствами. В принципе здесь работа идёт. Я вчера заходил сам в аптеку по ходу движения к объекту в Липецке, посмотрел ассортимент лекарств. Отрадно, что там появились российские аналоги по целому ряду важнейших препаратов – известных. Естественно, аналоги, имеющие одну и ту же химическую формулу, основное вещество, причём, конечно, эти аналоги дешевле иностранных препаратов, в некоторых случаях (я сопоставил вчера) – в 2–2,5 раза. Это серьёзная разница.
Кроме того, нельзя допускать, чтобы люди покупали некачественные или контрафактные лекарства, то есть подделки. Это прямая угроза жизни пациентов. Нужны действенные меры контроля за продвижением препарата от производителя до конечного потребителя.
Ещё одно важное направление в рамках приоритета «Здравоохранение». Современная медицина такова, что вызывает у пациентов разные эмоции, поэтому нужно развивать информационные технологии в здравоохранении. Цель в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить пациенту доступ к информации, возможность быстро попасть к врачу, а с другой – сделать так, чтобы врач меньше времени тратил на заполнение документов и больше – на работу с пациентами.
Я в последний месяц встречался с медицинскими работниками на эту тему, она актуальна. Нужно уйти от писанины, это само собой, но даже электронные бланки не спасают, если они избыточно сложны, если требуют бесконечного внесения в эти проформы каких-то стандартных позиций. Поэтому нужно в целом постараться упростить документацию, конечно, используя электронный документооборот.
Теперь по второй теме. Я напомню, следующий год в нашей стране является Годом экологии. Запланирован целый ряд важных для защиты окружающей среды мероприятий. Часть из них связана с проектом по экологии. Отмечу три наиболее значимых направления.
Первое касается ликвидации накопленного вреда. На карте нашей страны более 300 горячих экологических точек. Это объекты, которые представляют для окружающей среды наибольшую угрозу. Прежде всего это огромные мусорные полигоны, свалки промышленных отходов. В зоне их негативного воздействия проживает более 17 млн человек. Конечно, это влияет на здоровье, причём серьёзно.
Считаю правильным в Год экологии начать
системную расчистку именно с этих завалов.
Важно не только разобраться с накопленными загрязнениями, но и выработать совместно с бизнесом, с промышленностью, с экспертами систему мер, которая позволит впредь не накапливать эти отходы или минимизировать такое накопление.
Второе направление касается бережного использования водных ресурсов. Наша страна обладает крупнейшими запасами пресной воды в мире, но при этом целому ряду регионов воды не хватает. Состояние рек и озёр в ряде случаев не позволяет использовать воду. Причин несколько. Это, конечно, и деятельность человека, это и природные явления – засухи, разливы. В результате где-то происходит мельчание водоёмов, где-то их заболачивание. От этого страдают и люди, и экологическая система, и экономика. Понятно, что этот баланс нужно восстанавливать. Дело это сложное, очень дорогостоящее, но тем не менее у нас есть сеть серьёзных гидротехнических сооружений, которая должна защищать людей и от наводнений, и от засух, и от загрязнений. Их надо приводить в порядок. Вот этим надо будет заниматься, рассчитываю, что прозвучат тоже предложения.
И последнее направление в сфере экологии. Россия – страна действительно огромная. У нас обитают сотни редких видов животных и растений. Конечно, мы должны принимать меры, направленные на их защиту. Сейчас у нас в стране действует более 13 тыс. особо охраняемых природных территорий, где редким видам обеспечены благоприятные условия. Нужно будет создавать новые, если это требуется. Но, с другой стороны, принципиально важно, чтобы и заповедники, и национальные парки не были резервациями, они были бы открытыми для людей. Нам нужна специальная туристическая инфраструктура, которая не будет создавать нагрузки на экологическую систему. Вот как это совместить – это сложная, но очень важная задача, чтобы каждый житель нашей страны мог собственными глазами увидеть все наши красоты. И это важно, кстати, и для развития так называемого экологического сознания.
Вот две темы, которые мы сегодня рассмотрим на президиуме. Прошу тех, кто ими занимается, соответственно, профильных министров выступать компактно, с предложениями. Обращаю внимание на то, что мы всё-таки с вами специально избрали проектный метод, а не просто разговоры о том, что нужно иметь хорошую медицину и хорошую экологию. Вот только на проектах и нужно сконцентрировать наше внимание. И деньги туда же, потому что денег у нас, как известно, немного.
<…>