О применении механизмов проектного управления при бюджетном планировании; о совершенствовании государственного управления; о реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Абызова по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Вчера прошло очередное заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. По его итогам хотел бы обратить внимание на несколько моментов.
Во-первых, в нашей проектной деятельности при принятии всех необходимых решений (о чём, кстати, и Президент вчера говорил) мы должны основываться на новых, самых современных методах и технологиях, но при этом нельзя забывать, что мы работаем прежде всего для людей, для граждан нашей страны и эти приоритеты возникли для решения именно таких задач. И когда мы рассуждаем о целях, соответственно, о показателях проекта (это имеется в каждом проекте), нужно делать всё это на языке, который понятен людям.
Мы все являемся
специалистами в тех или иных сферах и неплохо владеем профессиональной
терминологией. И обязательно, кстати, нужно эту профессиональную терминологию
использовать, потому что она отражает сам ход решений, технологические
преобразования, которые необходимы. Тем не менее то, что мы делаем, должно быть
понятно, чтобы было ясно, для чего появился тот или иной показатель, почему мы
добиваемся его достижения, в чём он заключается.
Электронная очередь в поликлинике или использование личного кабинета где бы то ни было, – всё это хорошо, но необходимо, чтобы каждый, подчёркиваю – каждый, понимал, чтó эти новшества дадут ему лично. Уровень подготовленности многих людей, которые такими услугами пользуются, несколько отличается от уровня тех, кто эти документы готовит. Нужно, чтобы эти сложные для быстрого понимания вещи для обычного человека означали, что он просто быстрее, например, попадёт к врачу. Электронная запись, например, позволит записаться к врачу быстрее, не стоять в очереди, быстрее пройти на приём, а не сидеть в коридоре, где все кашляют и чихают.
Это лишь пример, и таких
примеров достаточно, они не только здравоохранения касаются,
но и дорог, инфраструктурных проектов, массы других вещей. Всё это нужно
сформулировать для лучшего восприятия человеческим языком. Прошу это учесть.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 22 марта 2017 года
Второе. Вчера на заседании совета звучала тема ревизии действующих законодательных актов применительно к производительности труда. Тема правильная, но сейчас речь не о производительности труда даже. Мы ревизии и инвентаризации нормативного материала проводим по десятку раз в год: надо посмотреть накопившиеся завалы в законодательстве, надо принять решение. Такие инвентаризации проходят. Результат этих инвентаризаций нулевой. Вот выявили огромный массив устаревших, допустим, нормативных документов: законов, подзаконных актов. Или документов, которые просто нужно поправить. И что дальше-то? Мы их отменили? Как правило, нет. Поэтому нужно оперативно разработать такой механизм, чтобы отмена устаревших правовых норм стала, во-первых, необратимой, если мы об этом договорились, и, во-вторых, быстрой. Конечно, всегда можно сказать, что прежде, чем отменять старые законы, нужно принять новые. Такой аргумент, кстати, обычно и звучит. Как мы можем отменить постановление 1997 года, когда у нас нет постановления 2017-го? Но это очень часто просто оправдание, чтобы ничего не делать. Работать нужно в любом случае быстрее, нужно синхронизировать эти два процесса: отмену старого законодательства и введение нового.
И второе: это нужно делать, повторю, в самые короткие сроки. А если вообще кажется невозможным что-то сделать быстро, но в то же время у нас нет уверенности, что сохранение тех или иных правил необходимо, может, лучше вообще никакого регулирования не иметь, чем иметь устаревшее. Такие ситуации многократно в истории нашей страны бывали, и никаких коллапсов не возникало. Хотел бы, чтобы коллеги имели это в виду.
Ещё мы с коллегами только что осмотрели новую систему организации работы в администрации Московской области, в правительстве Московской области. Надо признаться, это впечатляет. Хотел специально сказать об этом. Это совсем другой подход. Он заключается в том, что представители региональных и федеральных властей находятся в одном офисе, в одном открытом зале, и решают одну и ту же задачу. Такой опен-спейс, в котором сидят чиновники самого разного уровня. Я уж не говорю о том, что они сидят в одном открытом зале, что, мягко говоря, далеко не всем нравится по разным причинам, так они ещё и представляют разные ведомства и разные уровни власти. Причём в некоторых случаях, например, федеральные власти обязаны контролировать власти региональные. Казалось бы, это несоединимые вещи, но это не так. Это вполне соединимые вещи, потому что в конечном счёте они превращаются в такую команду, когда не нужно ходить заявителям по инвестициям по кабинетам, не нужно решать задачи привычным бюрократическим путём (я даже не говорю об электронном документообороте, это само собой разумеется), решать так, как это привычно делать в таких ситуациях, то есть просить или деньги платить.
Это действительно новаторский подход, если хотите, то, что теперь называется государственным эджайлом.
Надо дать возможность использовать такой подход в разных территориях. Я не предлагаю навязывать его. Более того, это очень сложный процесс притирки федеральных и региональных структур, включая даже вопросы зарплаты. Это тонкая тема, потому что региональные чиновники получают больше, чем федеральные государственные служащие в территориях. Нужно и об этом, кстати, подумать, как эта система может работать. Но они работают для достижения одной цели, а не для самооправдания. Тем более что когда я приезжаю в регионы, как и вы, то всё время слышу от губернаторов одно и то же: сократите количество федеральных государственных служащих, размещённых в наших территориях. Нужно это сделать, нужно такую возможность создать, даже несмотря на то, что это может не понравиться отдельным ведомствам и организациям.
Теперь к заседанию президиума. Оно у нас не совсем обычное. Потому что мы договаривались поговорить не о паспортах проектов, не о содержательных каких-то темах, а о применении механизмов проектного управления при реализации госпрограмм, а также совершенствовании государственного управления. Об управлении я уже несколько слов сказал.
Начнём с бюджета, главного нашего финансового закона. Новый бюджетный цикл уже близится к началу, идёт предварительная работа, государственные программы приводятся в соответствие с бюджетом, исходя в том числе и из утверждённых ранее приоритетных проектов. Мы договаривались, что будем использовать в бюджетном процессе проектные механизмы. Я и на форуме об этом говорил, и в других местах, давал поручения. Нужно подготовить предложения, в какой степени мы сможем использовать при формировании и исполнении бюджета этот самый проектный подход. На эту тему нужно ещё окончательно посоветоваться, потому что все в общем плане говорят «да, можем», но есть явные исключения, где это невозможно. И непонятно, где эти исключения заканчиваются и начинается та сфера или тот материал, где можно использовать проектные подходы.
У нас действует большое
количество различных отраслевых стратегических документов, идёт активная работа
над Комплексным планом действий до 2025 года. Я знаю, что есть ряд идей и у
профильных ведомств, среди них – усиление координации в сфере стратегического
управления. Есть предложения насчёт того, как вести отбор проектов, как их
ранжировать.
Давайте всё это посмотрим и о реформе контрольной и надзорной деятельности тоже послушаем – о том, как обстоят дела. Недавно я подписал постановление, которое расширило перечень видов государственного контроля, где применяется так называемый риск-ориентированный подход. Давайте послушаем, как обстоит ситуация.