О приоритетной программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
Из стенограммы:
М.Абызов: Сегодня на заседании президиума был утверждён паспорт проекта по реформам контроля и надзора. В рамках этого паспорта были определены три ключевые цели. Первое – это снижение ущерба по контролируемым государством рискам. Второе – это снижение административной нагрузки на бизнес. Третье – повышение качества государственного контроля. Для достижения этих трёх целей были определены восемь приоритетных проектов, параметры которых были утверждены сегодня на заседании президиума. На каких основных проектах хотелось бы остановиться особенно?
Первое – внедрение риск-ориентированного подхода и концентрация работы контрольно-надзорных органов по контролю за рисками, которые представляют наибольшую потенциальную опасность. Уже с 2018 года, по итогам работы в следующем году, все плановые проверки контрольно-надзорных органов должны будут осуществляться по объектам высокой категории рисков. Такой же подход будет применяться к другим надзорным мероприятиям, в том числе внеплановым проверкам.
Второе – упор на профилактику в деятельности контрольно-надзорных органов. Это та задача, которая была поставлена перед Правительством Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию. В рамках этой задачи в следующем году мы должны будем начать масштабную работу на уровне субъектов Российской Федерации, наших территориальных контрольно-надзорных подразделений, по профилактике особо опасных рисков. Это означает, что в ежеквартальном режиме мы будем проводить открытые слушания по итогам проверок, которые надзорные ведомства будут проводить в течение 2017 года. В рамках этой работы будем обобщать выявленные нарушения, выявлять нарушения высокой степени опасности и будем готовить соответствующие методические рекомендации и разъяснения для бизнеса, как организовать свою работу, чтобы избежать нарушений в будущем. За счёт этой масштабной работы мы рассчитываем существенно расширить понимание бизнесом тех требований, которые существуют на уровне государства и предъявляются контрольно-надзорными органами.
Третье – это существенная, глобальная информатизация и автоматизация в работе контрольно-надзорных органов. Необходимо за следующий год разработать и начать внедрение системы личных кабинетов. Такая практика в работе наших федеральных органов на сегодняшний день есть. Очень позитивно она себя зарекомендовала в деятельности Федеральной налоговой службы, когда бизнес своевременно оповещается о проверках и о системе надведомственного контроля и взаимодействия с контрольными органами.
Кроме того, это позволит нам существенно повысить качество межведомственного взаимодействия, когда информация о проверках, проведённых нашими ведомствами, будет доступна для других контрольно-надзорных органов. Это означает, что мы сможем избегать дублирующих проверок и снизить, таким образом, административную нагрузку для бизнеса.
Информационные системы являются мощным инструментом по профилактике коррупционных нарушений в деятельности контрольно-надзорных органов, потому что, чем меньше контакта у предпринимателя с контролёром, чем больше это взаимодействие построено в электронном формате, тем коррупционные риски меньше.
Нам необходимо существенным образом совершенствовать работу с кадровым составом наших надзорных ведомств. Это тоже сегодня обсуждалось. Высказывались в том числе предложения по оптимизации структуры контрольно-надзорных ведомств. На сегодняшний день на федеральном, региональном, межрегиональном, окружном уровне структур достаточно много, их деятельность может быть оптимизирована. А за счёт высвобождаемых ресурсов мы сможем в том числе поднять уровень оплаты труда нашего инспекторского состава.
Вот основные задачи, которые были определены на 2017 год. Сегодня мы этот паспорт проекта опубликуем, и можно будет детально ознакомиться со всеми параметрами его реализации – как в следующем году, так и на перспективу до 2024 года.