Поддержка несырьевого экспорта.
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Тема заседания нашего президиума посвящена международной кооперации и экспорту. Давайте обсудим вопросы, которые связаны с поддержкой несырьевого экспорта и международной интеграцией. Сегодня мировая торговля находится не в самом простом состоянии, поэтому реализовывать экспортную стратегию непросто. Темпы роста практически во всей мировой экономике остаются довольно низкими, в целом ряде стран сохраняются кризисные явления. Поэтому сейчас невозможно какое-либо развитие вне тесной кооперации с партнёрами, без создания взаимовыгодных торгово-экономических альянсов.
В рамках проектного подхода мы договаривались отработать порядок поддержки экспорта, который бы позволил извлекать прибыль и нашим компаниям, предприятиям, и государству. В условиях ограниченных ресурсов нужно согласовать и сконцентрировать усилия на поддержке именно тех секторов, где имеется экспортный потенциал, и, конечно, увязать это с отраслевыми приоритетами.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 27 сентября 2016 года
Наши цели – следующие. Во-первых, увеличить объёмы несырьевого, неэнергетического экспорта. Прежде всего это товары высокой степени обработки, высокотехнологичная продукция, услуги в сфере IT, транспорта, образования и целого ряда других перспективных направлений. Надо выйти на темпы прироста объёмов экспорта несырьевых товаров не менее 7% в год в стоимостном выражении. Задача довольно амбициозная, как показывает последний период нашего развития.
Во-вторых, надо создать условия для увеличения числа предприятий, которые осуществляют экспорт, включая предприятия малого и среднего бизнеса. С учётом ожидаемого эффекта число экспортёров к 2019 году должно существенно увеличиться. Многие российские компании сегодня позиционируют себя исключительно как локальных игроков и даже не стремятся выйти на международные позиции. Никого за уши тянуть не надо, но стимулы для того, чтобы предприятия хотели заниматься экспортом, создавать необходимо. Для этого нужен определённый алгоритм действий.
Д.Медведев: «Наши цели – следующие. Во-первых, увеличить объёмы несырьевого, неэнергетического экспорта. Надо выйти на темпы прироста объёмов экспорта несырьевых товаров не менее 7% в год в стоимостном выражении. Во-вторых, надо создать условия для увеличения числа предприятий, которые осуществляют экспорт, включая предприятия малого и среднего бизнеса. В-третьих, крайне важно расширять линейку экспортируемых товаров, а также географию их продаж, запускать новые проекты в сфере кооперации».
В-третьих, крайне важно расширять линейку экспортируемых товаров, а также географию их продаж, запускать новые проекты в сфере кооперации. Нам надо научиться зарабатывать на торговле несырьевыми товарами, причём зарабатывать столько, сколько требуется и для нашего внутреннего развития, и для решения социальных задач, – иными словами, принципиально больше, чем мы можем это сделать сегодня.
У нас есть определённое движение вперёд, но этого мало. Качественных изменений в структуре экспорта проектная работа пока не дала. На чём надо будет сосредоточить внимание? Первое – это усовершенствование системы поддержки экспорта и международная кооперация. Риски и издержки компаний при работе на международном рынке выше, чем на внутреннем. Экспортёрам приходится преодолевать массу препятствий в сфере логистики, технического регулирования, санитарно-эпидемиологического контроля и других направлениях. Поэтому должны быть эффективные инструменты, которые позволяли бы справляться с этими сложностями. По разным предприятиям должна быть разная поддержка. Одни испытывают дефицит в доступных заёмных средствах или гарантиях, другие имеют проблемы с сертификацией, третьим нужна информационная поддержка, хотя с этим сейчас попроще. И надо со всеми, кто нуждается в такой помощи, определить чёткий формат взаимодействия. Особенно со средними и небольшими игроками, которым наиболее трудно. С крупными предприятиями экспортная стратегия должна обсуждаться отдельно, потому что они оказывают существенное влияние, но, с другой стороны, им проще за себя постоять. Все эти возможности должны быть по-настоящему доступны в режиме одного окна с едиными, унифицированными требованиями.
Второе – это упрощение процедур и порядка регулирования. Здесь пока тоже не всё идеально. Должна быть экспортная среда мирового уровня, без избыточных требований в сфере таможенного регулирования, экспортного и валютного контроля. Но всё же какие-то требования необходимы, с чёткой процедурой оформления разрешительных документов, особенно в пунктах пропуска через границу. Важно развивать механизмы государственно-частного партнёрства, различные бизнес-ассоциации, чтобы сами предприниматели решали, как руководить своим развитием.
В-третьих, это доступ российской продукции на внешние рынки. Чтобы добиться более выгодных условий для наших предприятий, нужно встраиваться в кооперационные цепочки, добиваться особых торговых режимов с отдельными странами или объединениями. Мы такую работу ведём, в том числе в рамках Евразийского экономического союза, в многосторонних форматах типа АСЕАН, БРИКС. Всё это надо теснее увязывать с интересами бизнеса и дополнять шагами по выстраиванию зарубежной инфраструктуры поддержки экспорта.
Сегодня рассмотрим первоочередные подходы, для того чтобы как можно быстрее продвинуться вперёд по этой тематике.