О промежуточных итогах приоритетных проектов по направлениям: «Ипотека и арендное жильё», «ЖКХ и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Реформа контрольной и надзорной деятельности».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Мы договаривались, что одно из заседаний президиума посвятим подведению промежуточных итогов того, как реализуются приоритетные проекты, потому что уже точно есть некоторые результаты. Есть, конечно, и проблемы, как обычно в жизни бывает. Поэтому, может быть, потребуются дополнительные решения президиума, чтобы работа шла строго по графику.
Чуть более года назад мы сформировали 11 стратегических направлений развития в наиболее важных сферах экономики и социальной жизни. Это здравоохранение, образование, строительство и ремонт дорог, возведение жилья, создание удобной городской среды, улучшение экологической обстановки, поддержка малого бизнеса и моногородов, развитие производительности труда и несырьевого экспорта, реформа контрольно-надзорной деятельности.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 27 сентября 2017 года
Мы запустили конкретные программы, определили кураторов, установили чёткие индикаторы и целевые показатели. В целом работа идёт. Мы концентрируем финансовые и управленческие усилия на выбранных направлениях. Только в этом году бюджет приоритетных программ составил почти 200 млрд рублей. Это на самом деле очень значительные средства. Но в этом и был смысл – сконцентрировать финансы на приоритетных направлениях развития.
Наши усилия направлены на то, чтобы люди могли ощутить серьёзные улучшения, приходя в поликлинику или отдавая ребёнка в школу, когда приобретают жильё или начинают собственный бизнес. Мы договаривались, что люди должны почувствовать результаты проектной работы уже к концу этого года.
Сегодня рассмотрим некоторые итоги по разным направлениям, в том числе по развитию удобной городской среды.
Несколько слов о жилье. Здесь результаты имеются. Банки выдают всё больше ипотечных кредитов – и по количеству, и по объёмам. Только за семь месяцев этого года выдано полмиллиона займов на почти триллион рублей. Это означает, что жилищный вопрос в целом решается более активно. Приобретаются в собственность квартиры и дома. Рынок постепенно восстанавливается. Ставки по ипотеке снизились, что, может быть, самое важное. Цены на жильё стабилизировались. Однако есть и риски, связанные с тем, что мы не достигнем в этом году планового показателя по вводу жилья. Причина в том, что 2015 год был пиком кризиса, жилищный рынок просел, немногие покупали квартиры, поэтому инвесторы почти не запускали новых проектов по строительству многоквартирных домов. И этот отложенный эффект в том числе мы ощущаем сейчас. Поэтому нужно, чтобы и регионы, и федеральные ведомства направили усилия на увеличение объёмов жилищного строительства, оперативнее предоставляли земельные участки застройщикам, максимально упрощая административные процедуры, в частности выдачу разрешений на строительство.
Следующее направление – жилищно-коммунальное хозяйство и городская среда. До конца этого года планируется благоустроить почти 20 тыс. дворов, 220 парков, 2,5 тыс. других общественных пространств. Сегодня поговорим, как идёт работа. Интерес к проектам большой, они обсуждаются в обществе, поэтому принято решение продолжить финансирование этих направлений на дальнейшую перспективу. Обращаю внимание региональных и муниципальных властей, что необходимо тщательно прорабатывать проекты благоустройства, потому что работы далеко не всегда выполняются качественно. На все обращения, на все комментарии граждан нужно оперативно реагировать и решать проблемы, исправлять недоработки, которые существуют. В некоторых регионах такое взаимодействие уже налажено. Лучшие практики нужно обобщать. В каждом регионе, в каждом городе должны появиться свои сервисы обратной связи.
С такой же установкой нужно подходить и к строительству и ремонту дорог. Автовладельцы вправе принимать решения по отбору городских трасс, контролировать качество работ, указывать на аварийно-опасные участки. Надо также внедрять здесь порталы обратной связи, чтобы люди могли сообщать о проблемах на дорогах, чтобы их жалобы автоматически попадали на рассмотрение или становились первоочередными задачами для тех, кто ответственен за состояние трасс. Такие практики тоже в регионах налаживаются.
В целом в рамках направления «Безопасные и качественные дороги» уже отремонтировано более 5 тыс. км дорог, в том числе участки, где часто случались аварии, особенно в крупных городах, на подъездах к крупным городам. Были установлены отбойники, дорожные знаки, светофоры, улучшено освещение. Таким образом, мы ликвидируем около 1,5 тыс. мест концентрации дорожно-транспортных происшествий.
Теперь о том, что касается экологии. Во многих регионах до конца года будут ликвидированы свалки бытовых отходов, очаги нефтяных загрязнений. В этом году мы начали проекты по строительству современных предприятий по термической обработке отходов. Четыре завода появится в Московской области, где ситуация со свалками наиболее острая, один – в Казани. Все решения на этот счёт приняты, включая предоставление зелёного тарифа на подключение к энергосетям. Эти проекты, конечно, должны не только улучшить качество жизни, но и создать практически новую отрасль, которая будет ориентирована на производство современного оборудования по переработке отходов.
Отдельная тема здесь – Арктическая зона. На Землю Франца-Иосифа, как известно, прибыли специалисты с необходимой техникой. Там ведутся работы по уничтожению и вывозу мусора.
Ещё одно направление – реформа контроля и надзора. Речь идёт не о поверхностных изменениях, а о коренном преобразовании работы этой огромной системы. Мы здесь сформировали необходимую базу. Сейчас начала проходить проверка на основе профилей риска. Важно переходить от дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля с помощью телеметрии, датчиков, фотофиксации, видеофиксации. В последнее время ведомства стали публиковать на своих сайтах планы проверок, статистику, проверочные листы и нормативные акты, которые содержат обязательные требования. Заработал и единый реестр проверок, что само по себе неплохо, но всё равно нужно эти практики расширять, тем более что мы утвердили новые показатели эффективности для целого ряда ведомств – это и МЧС, и антимонопольная служба, и таможня, и МВД, и Ростехнадзор, и некоторые другие.
На что ещё хочу обратить внимание? Надо координировать наши действия с программой «Цифровая экономика». Особенно это актуально для контрольно-надзорных ведомств. Им следует предусмотреть средства для цифровизации своей работы в рамках имеющихся ресурсов.
Давайте обсудим, какие есть проблемы. Прежде всего проблемы, потому что о позитивных результатах – а они только самые первые, особо хвастаться ещё нечем – я уже сказал. А вас попрошу сконцентрироваться именно на том, что не получается, или на тех проблемах, которые были установлены в ходе реализации проектов.