О целевых показателях, этапах и способах решения основных задач по направлению «Реформа контрольной и надзорной деятельности»; о приоритетном проекте «Ипотека и арендное жильё».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Михаила Абызова по завершении заседания
Брифинг Михаила Меня по завершении заседания
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Сегодня у нас одна из завершающих тем, которые мы должны рассмотреть на заседании президиума нашего совета, для того чтобы организовать работу по приоритетным проектам. Она касается государственного контроля и надзора.
Мы многократно к этой теме обращались. Очевидно, что контрольная и надзорная деятельность в том виде, в котором она сейчас существует, вызывает очень много нареканий. Она недостаточно эффективна и для компаний, и для людей, которые с ней сталкиваются, нередко коррумпирована и агрессивна по отношению к бизнесу, наверное, в целом и слишком громоздка для государства. Мало того, надзорная деятельность из средства поддержания законности в целом ряде случаев стала инструментом давления на различные общественные среды, в том числе на бизнес.
Только на федеральном уровне у нас 40 надзорных инстанций. По всей стране на региональном и муниципальном уровне 10 тыс. органов контроля (цифра, конечно, устрашающая) и около 100 тыс. инспекторов, которые этим занимаются.
При этом количество
подконтрольных предприятий превышает потенциальные возможности проверяющих
органов. Результаты проверок далеко не всегда приводят к улучшению условий
труда, к устранению рисков.
Конечно, без контроля и надзора ни одно государство не обходится. И это всегда сложный баланс интересов государства, общества и бизнеса. Найти этот баланс непросто. В нынешних экономических условиях многие предприниматели пытаются экономить буквально на всём, в том числе и на соблюдении требований закона, в ряде случаев – просто договариваться с контролёрами (естественно, на незаконных условиях). Понятно, что к такому положению дел многие привыкли и не жаждут реформироваться.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 19 октября 2016 года
Ситуацию нужно менять. На эту тему было дано много государственных поручений по линии Президента, Правительства. Она постоянно находится в центре внимания.
Какие задачи необходимо решать?
Во-первых, деятельность контрольных и надзорных структур должна давать реальные проверяемые результаты. То есть она должна минимизировать вред жизни и здоровью людей, приводить к снижению количества смертельных случаев, числа заболеваний, травм на производствах, а также к сокращению материального ущерба.
Здесь есть целый ряд целей, в том числе по снижению смертности по контролируемым видам рисков к 2018 году. У нас, напомню, только из-за инфекционных заболеваний, отравлений, пожаров, дорожно-транспортных происшествий ежегодно гибнут десятки тысяч человек. По данным статистики, совокупная цифра – около 80 тыс. в 2015 году, что, конечно, неприемлемо.
Общемировая практика развивается по пути так называемого риск-ориентированного подхода. Наша система проверок также должна быть настроена на оценку этих рисков, на предупреждение нарушений, на защиту интересов людей с учётом особенностей конкретной сферы производства или услуг.
Во-вторых, нужно, снизить административную нагрузку на компании, на предприятия и граждан. У добросовестного бизнеса, который по своей природе не связан с высокими рисками причинения вреда, должно исчезнуть ощущение, что он находится в состоянии «осаждённой крепости», постоянно подвергается проверкам. Нередко предприниматели не в состоянии обеспечить соблюдение предъявляемых требований хотя бы потому, что этих требований слишком много, либо они противоречивы, либо устарели. Количество актов, которые действуют в этой сфере, очень значительное, и часть из них действительно принималась в совершенно других социально-экономических условиях.
Есть нормы, которые дублируются на разных уровнях. По оценкам экспертов, потери бизнеса от выполнения неэффективных предписаний такого рода достигают до 5% валового внутреннего продукта. Цифра труднопроверяемая, но в том, что цифра эта большая, сомнений ни у кого нет. Задача – снизить непроизводственные издержки бизнеса на 20% к 2018 году и в два раза – к 2024 году.
Нужна «расчистка» этих требований. Каждый предприниматель должен точно знать, под какие виды государственного или муниципального контроля подпадает его деятельность, в каком порядке этот контроль будет осуществлён. И конечно, требования, которые предъявляются, не должны быть завышенными, они должны быть подъёмными. Ситуация, когда проще договориться с проверяющими, чем исполнять требования закона, по сути, является преступлением и должна быть полностью исключена.
В-третьих, необходимо повысить качество государственного управления в этой сфере. Нужно создать полноценную систему оценки. Порядок работы каждой инстанции должен быть точно регламентирован, деятельность измеряема конкретными показателями. Причём в рамках этого риск-ориентированного подхода показатели должны охватывать сокращение числа проверок.
Кроме того, если мы всего этого будем добиваться, у нас появится полноценная и обратная связь, а вслед за этим – возможность вести разумную кадровую политику и выделять ресурсы под наиболее важные задачи.
Ещё одна немаловажная часть этой деятельности – сокращение издержек. В настоящее время мы работаем над этим практически по всем сферам государственных расходов. Государственный контроль – не исключение. Чтобы добиться этого, нужно внедрять современные информационные технологии, которые способны обеспечить открытость, снизить коррупцию и повысить эффективность самих контролирующих органов. Должны появиться единые правила ведения реестра проверок, вплоть до автоматизации такого учёта, и, конечно, эта информация должна быть в открытом доступе.
Мы сегодня рассмотрим ещё одну тему. Она касается ипотеки и арендного жилья. С этой темы была начата проектная деятельность. Сегодня это первый готовый к утверждению документ со всеми показателями по объёмам ввода жилья, количеству выдаваемых ипотечных кредитов, ежегодного финансирования пилотных проектов и по коэффициентам доступности.
Предполагается, что до 2020 года на достижение этих целей будет направлено более 80 млрд рублей из федерального бюджета и около 34 млрд рублей из бюджетов регионов.