О промежуточных итогах реализации приоритетных проектов по направлению стратегического развития «Образование».
Из стенограммы:
О.Васильева: Сегодняшнее заседание касалось приоритетных проектов.
У Министерства образования на сегодняшний день шесть приоритетных проектов, и 2017 год – это почти подведение итогов тех самых опорных точек, которые являются промежуточными в реализации этих проектов.
Я напомню эти проекты: строительство школ (создание образовательной среды), дополнительное образование детей, университеты как инновационные центры, рабочие кадры для высоких технологий, один из последних, новых наших проектов – «Экспорт образования», который только начинает запускаться, и цифровое образование.
Именно об этом сегодня шёл разговор, и я говорила о том, к каким результатам мы пришли в течение этого года. Говорила о сложностях, об успехах.
Определённые сложности у нас есть, которые касаются проекта строительства школ, и мы об этом говорим. В чём сложности? Несколько регионов отказались от строительства, некоторые регионы не успевают по контрольным точкам, поэтому там будет индивидуальная работа. Мы со своей стороны будем выполнять все обязательства, данные министерством в этом проекте.
Но, несмотря на сложности, некоторое отставание в 11 регионах по строительству школ, мы вышли на 8 тыс. школьных мест. Это больше, чем должен быть итог 2017 года. У нас сейчас 55 тыс. школьных мест. Это на 8 тыс. больше. Это мало или много? Это много, потому что мы практически закрываем третью смену, а в некоторых регионах говорим уже и о второй смене.
Почему это один из важнейших наших проектов? Потому что это не только создание абсолютно новых школьных зданий, это школьные здания с новым оснащением – лабораторным оснащением, это абсолютно другая концепция строительства школ. Поэтому для нас, конечно, это очень важно.
Что касается проекта дополнительного образования, здесь тоже есть определённые успехи, о которых вы наверняка слышали. Это касается и наших парков «Кванториум», число которых увеличивается и должно составить к концу года 44. Мы планируем, что через разные направления этой деятельности будут задействованы 400 тысяч наших детей от 5 до 18 лет.
В чём здесь сложности? Мы работаем вместе с Росстатом, и наша главная задача, когда мы говорим о количестве детей, вовлечённых в дополнительное образование, – чтобы не было задвоенности цифр. Мы считаем (вместе с Росстатом), что к апрелю 2018 года методика определения объективных цифр участия наших детей будет представлена.
Этот проект, на мой взгляд, сегодня один из самых ярких после строительства школ, потому что здесь не только выявление талантливых детей, но и их продвижение дальше. Это всё завязано на расширение дополнительного образования.
Важнейший для нас проект – это рабочие кадры. Хочу поздравить и вас, и себя. Сегодня возвращается наша команда из Абу-Даби, которая показала потрясающий результат. Сегодня вечером будет встреча наших чемпионов и призёров.
Мы создаём в субъектах Российской Федерации (тоже на условиях софинансирования) принципиально новые центры компетенций и новые конгломерации именно среднего профессионального образования. Новое оснащение. Вы знаете, что в этом году тысячи организаций среднего профессионального образования у нас получили лицензии, чтобы преподавать по новым специальностям, которые вошли в «5-100». Это тоже для нас большое продвижение вперёд.
Плюс мы провели большую работу по подготовке и переподготовке кадров, работающих в системе профессионального образования. Это второе направление этого проекта.
И третье – это нормативная база, над которой работает министерство.
Что касается университетов как центров инноваций (это касается не только «5-100»), хочу сказать, что на 2017 год по нашим точкам четыре университета должны были войти в первые сто по рейтингам. Вошло пять. То есть результат выше, чем мы ожидали. И девять вошли в «1-300», в трёхсотку.
Но здесь надо смотреть более широко. Эти университеты, которые являются флагманами российского образования, как бы дают начало дальнейшему развитию нашего вузовского образования. 15 декабря мы проводим конкурс, в котором будут участвовать свыше 40 университетов из 30 регионов, которые тоже претендуют на то, чтобы стать центрами инноваций и технологического развития в своих регионах.
Параллельно с центрами инноваций мы
проводим проект, который входит туда, как бы встраивается в этот проект. Это
опорные вузы. Главная цель – получить всё то новое, что уже сделано вузами,
входящими в «5-100», и стать центром социокультурного и экономического развития
региона. Это очень большая задача, но вполне решаемая. Результаты даже первой и
второй волны показывают, что мы на правильном пути.
Что касается цифрового образования. Это проект, который, может быть, не всем понятен на сегодняшний день. Что это такое? Это создание онлайн-курсов. Причём создание онлайн-курсов, которые используются не только в среднем и высшем образовании (мы уже подготовили нормативную базу для этого), но и для подготовки и переподготовки всех наших граждан независимо от возраста. В частности, это будет связано с повышением квалификации.
В чём сложность? Сложность в том, что мы хотим, чтобы работало одно окно, мы хотим, чтобы была нормативная база. Допустим, студент прослушал онлайн-курс какого-то вуза. Нужно нормативку подготовить таким образом, чтобы его вуз принимал, засчитывал прослушанный им модуль. Мы хотим создать специальные серверы и системы (это всё не сегодня, не сейчас, это только начало пути) для оценки качества всех онлайн-курсов. В этом проекте по созданию так называемого одного окна на сегодняшний день участвуют 17 университетов, и с середины октября мы практически завершили наши договорные обязательства с каждым из представительств 17 университетов. Это тоже очень интересный проект.
Что касается экспорта образования, это проект амбициозный. Мы рассчитываем, что к 2025 году в нашей стране будет учиться свыше 720 тысяч иностранных студентов. Сейчас их 227 тысяч.
Наше образование остаётся очень качественным, и в подтверждение этого мне бы хотелось привести пример. Несколько дней назад закончилась международная олимпиада по искусственному интеллекту (она проходила на базе МИСиС), где победили наши ребята из Московского государственного университета. И когда кто-то из уважаемых журналистов задал призёру вопрос (там первые и третьи места), то он сказал очень простую фразу – о том, что наше российское образование по-прежнему остаётся одним из самых фундаментальных. И эта фундаментальность и использование новых технологий – как раз то, что и будет двигать нас вперёд.