О приоритетных проектах в сфере образования.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Как мы и договаривались, каждое заседание президиума будет посвящено одному из 11 стратегических направлений, сегодня – это сфера образования. Прежде чем мы перейдём к обсуждению этой проблематики, хочу вернуться к тому, что много интересных предложений прозвучало на Всероссийском совещании педагогических работников, которое было 20 августа. Считаю, что ряд предложений мог бы быть использован в ходе работы над приоритетным проектом в этом учебном году. Просил бы это иметь в виду и министерство, и всех, кто занимается реализацией этого приоритета.
Теперь несколько слов по составляющим
образовательного проекта. Первое направление –
это современная образовательная среда для
школьника. В чём смысл этого направления? Мы вводим образовательные стандарты по всем школьным
предметам. Они соответствуют лучшим практикам,
как принято говорить. Но очевидно, что эти
стандарты не будут работать в полном объёме,
если мы не создадим для них необходимую инфраструктуру. Проще говоря, можно повышать требования по
различным дисциплинам, по химии или биологии, но без нормальной лабораторной
составляющей ни один преподаватель, даже при
наличии компьютера и всего остального, научить химии или биологии не сможет. Мы об этом говорили как раз на этом совещании.
Сейчас виртуальный мир очень много интересных возможностей создаёт, но для того
чтобы реально школьники понимали, как всё
выглядит в натуральном виде, необходимо иметь оборудование,
лабораторные составляющие. Это одно из
направлений.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 24 августа 2016 года
Конечно, эту ситуацию в целом надо менять, имея в виду и общую работу, которую мы ведём по модернизации и строительству новых школ. Опять же вернусь к итогам совещания: новые школы или капитально отремонтированные, конечно, важны, но если там будет старая начинка, то это всё равно школы предыдущего периода. Таким образом, надо, чтобы все новые школы создавались уже с расчётом на новые классы, новые лаборатории, которые соответствовали бы самым высоким образовательным стандартам, в которых учиться было бы удобно, интересно и безопасно.
Теперь другое направление. Я достаточно часто обсуждаю с нашим деловым сообществом, руководителями различных компаний, бизнесом в целом, губернаторами, нехватку квалифицированных рабочих кадров. Не так сложно закупить современное оборудование при наличии финансирования – гораздо труднее найти людей, которые умеют и хотят работать на этом оборудовании. Отсюда второе направление нашей деятельности по проекту – это модернизация среднего профессионального образования, рабочие кадры для передовых технологий.
Я напомню, что мы эту проблематику начинали приблизительно 10 лет назад в ходе работы над первой фазой национального проекта, скажем так. Тогда достаточно много было сделано, мы запустили целый ряд программ, причём на принципах софинансирования, в которых участвовали и регионы, и федеральный центр. В результате появился целый ряд современных колледжей, средних специальных учебных заведений. Но этого мало. Профессиональные требования к рабочим профессиям растут практически каждый день. Зарплата тех, кого принято называть серыми и синими воротничками, сегодня абсолютно сопоставима с зарплатой менеджеров, а если говорить о сверхквалифицированных кадрах, эта зарплата превышает зарплату менеджеров. В условиях так называемой четвёртой технологической волны это абсолютно закономерно. Эти тенденции мы игнорировать не можем.
У нас в этой сфере тоже пока много проблем – и в плане технического оснащения, и с качеством преподавания, да и просто с количеством средних специальных учебных заведений, потому что они создавались в советские времена. По ряду специальностей, например, такого количества средних специальных учебных заведений и не требуется, а по некоторым направлениям их просто нет. Вот поэтому уровень подготовки выпускников не дотягивает до требований, которые диктует современное производство, которые предъявляют работодатели, поэтому многие наши техникумы и колледжи действительно остаются в прошлом веке.
Тем не менее движение вперёд есть. Мы, как известно, подключились к международному движению WorldSkills. Знаем, какие стандарты используются. Это хороший ориентир для работы в рамках проекта. Но нам необходимо разработать собственный образовательный стандарт также в этой сфере, программы подготовки специалистов и на их основе перестроить систему среднего профессионального образования. Причём в отличие от образования общего это действительно совместное дело с работодателями. Здесь нельзя просто выпускать специалистов в никуда. Они должны быть востребованы рынком, поэтому здесь в полной мере необходимо ориентироваться на позицию работодателя, на позицию тех, кто в основном и предъявляет требования по рабочим профессиям.
Нужно, конечно, закупить современное оборудование, и, что особенно важно, подготовить преподавателей, которые смогут эти стандарты донести до своих студентов. И крайне важно, в том числе для того, чтобы показать, на что мы способны, успешно выступить на домашнем чемпионате мира по профессиональному мастерству, который у нас пройдёт через три года в Казани.
Следующее направление – это высшая школа, это университеты как центры пространства создания инноваций. Здесь у нас несколько взаимосвязанных задач. Во-первых, выстроить на базе ведущих университетов систему создания и продвижения инноваций, которая позволит университетам зарабатывать на своём интеллектуальном продукте. Во-вторых, повысить конкурентоспособность на мировом рынке образовательных и исследовательских услуг и закрепиться на высоких позициях в международных рейтингах. Задачи не новые. Мы уже начали действовать в этом направлении. Вузы, которые готовы развиваться и повышать уровень подготовки своих студентов, вести исследования по перспективным темам, получают государственную поддержку, причём на конкурсной основе, то есть ещё на стадии получения грантов они попадают в конкурентную среду.
Эту работу надо продолжить и основной акцент сделать на подготовке студентов по тем специальностям, которые на самом деле востребованы, чтобы молодые специалисты не остались без работы после получения диплома. Это также вопрос взаимодействия между государством, высшей школой и работодателями. На это также надо обратить внимание. Если говорить о так называемых топовых университетах, пятёрке или десятке лучших университетов – это хороший результат, это пример. Но не менее важно, чтобы была обеспечена доступность качественного образования тому, кто хочет получить университетское образование или повысить свою квалификацию.
Современные технологии, с учётом того, как они развиваются, делают эту задачу гораздо более простой, чем 15–20 лет назад – и для тех, кто не может посещать занятия из-за ограничений по здоровью, или потому что работает, каким-то иным причинам. Глобальная сеть открывает практически неограниченные возможности для образования, причём образования постоянного, в течение всей жизни. При этом нет никаких гарантий, что полученная в сети информация, даже на вполне известных ресурсах, является достоверной и безопасной. Существует реальный дефицит качественного образовательного контента, поэтому нужно создать специализированные сетевые ресурсы, которые могут быть протестированы специалистами и встроены в университетские программы (такие ресурсы уже есть, но их немного) и которыми будут пользоваться студенты и преподаватели не только в нашей стране, но и соотечественники за рубежом.
На решение этой задачи нацелено четвёртое направление нашего общего проекта – это современная цифровая образовательная среда. Здесь есть целый ряд важных деталей. Это и открытый доступ, и в то же время требования к содержанию, качеству, постоянное развитие платформ, погружённость онлайн-курса в формальный образовательный процесс. Это, кстати, самое сложное – каким образом вообще это совместить, что́ является финальным результатом такого рода образования, как обеспечить адекватность знаний, которые получены на таком ресурсе, тем тестам, которые проводятся. В общем, это всё непросто, тем не менее всё равно это направление обязательно нужно продвигать.
Я назвал четыре направления, но это не означает, что мы сейчас закрыли совсем перечень направлений в проекте. Я знаю, что есть и другие идеи, в том числе у коллег, которые здесь присутствуют. Нужно разработать, может быть, и другие направления.