О реализации приоритетных проектов по направлению «Здравоохранение» и о подготовке изменений в государственную программу «Развитие здравоохранения».
Вступительное слово Дмитрия Медведева
Брифинг Вероники Скворцовой по завершении заседания
Вступительное
слово Дмитрия Медведева:
Сегодняшнее заседание президиума у нас посвящено вопросам здравоохранения, некоторые бюджетные темы мы также затронем.
Прежде чем перейти к основной теме, хочу сообщить: я подписал документ, который совершенствует механизм государственного контроля за деятельностью компаний и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения медицинских изделий. Участники этой деятельности будут разделены по категориям рисков (значительный, средний, умеренный или низкий), и в зависимости от категории будет установлена периодичность их плановых проверок. Соответственно, те компании, у кого высокие риски, будут проверяться чаще. А те, кто имеет умеренные риски, – реже. Это позволит снизить административную нагрузку.
Теперь к основной теме.
Современная медицина даёт возможность дольше оставаться здоровым – предупреждать, выявлять и лечить большинство заболеваний. Люди справедливо рассчитывают, что наша российская медицина будет соответствовать самым высоким мировым стандартам, ждут повышения качества услуг, их доступности и, конечно, профессионализма врачей.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 26 июля 2017 года
Именно на это нацелена наша работа. Сегодня мы рассмотрим три новых проекта, которые её дополняют.
Первый касается развития и популяризации здорового образа жизни.
В настоящее время значительное число людей бросают курить, следят за весом, стараются всё больше ходить пешком, пробуют разные индивидуальные системы питания. Если человек с детства занимается физкультурой, велика вероятность того, что он сохранит эту привычку на всю жизнь. И к этому можно и нужно мотивировать. Об этом мы сегодня поговорим.
Мы планомерно приближаемся к введению системы аккредитации специалистов. Эта процедура для нас новая, нужно отнестись к ней внимательно, прислушаться к мнению профессионального сообщества, мнению экспертов. Вначале как следует опробовать её в пилотных регионах и после этого только внедрять. Задача – создать прозрачную и эффективную систему для достоверной оценки квалификации врачей.
Понятно, что без хорошего врача медицины быть не может. Хороший специалист – это только тот специалист, который учится всю жизнь. Поэтому важно развивать непрерывное профессиональное образование. Врач должен иметь возможность пополнять свои знания, знакомиться с последними открытиями науки, практическими пособиями и исследованиями в этой сфере, и делать это в удобной для него форме, которая органично вписана в рабочий процесс.
И третье – это качество организации медицинской помощи.
Удовлетворённость качеством медицинской помощи – вполне конкретная категория. Она слагается из разных составляющих, таких как компетентность врачей, время ожидания в очередях или ожидания на операцию, атмосфера обслуживания, чистота поликлиник, больниц. Над этим нужно целенаправленно работать. Конечно, начинать нужно в поликлиниках первичного звена.
Запрос людей на быстрое и вежливое обслуживание очевиден. Это, казалось бы, простые вещи, тем не менее они имеют серьёзное значение. Кстати сказать, в своё время мы столкнулись с этим в сфере государственных услуг, и создание МФЦ изменило ситуацию. Нужно попробовать сделать что-то подобное в сфере здравоохранения. Естественно, не по содержанию, потому что это абсолютно разные сферы, а именно по подходам.
Выправлять ситуацию нам придётся кардинально. Если время приёма пациента врачом нужно увеличить, значит нужно его будет увеличивать. Если нужно сокращать время оформления доступа к врачу, значит нужно сокращать. Недостатки наших поликлиник всем известны. Более того, они типовые, здесь нет особой разницы от региона к региону, они повторяются в разных местах. Опыт ряда регионов показал, что за счёт современной организации работы можно улучшить ситуацию в разы. Новую программу нам предстоит также опробовать, тщательно проанализировать результаты, а затем, если нужно, скорректировать и только тогда внедрять повсеместно.
Что касается обеспечения проектов и программ деньгами в проекте бюджета на 2018-й и два последующих года. Я провожу, вы знаете, уже на протяжении практически месяца бюджетные совещания по отраслевым расходам. Заявок от министерств и ведомств очень много. Само собой, у нас сохраняются ёмкие социальные обязательства – по повышению зарплат, по индексации пенсий, поддержке наиболее уязвимых групп населения, – притом что по действующим проектировкам и на 2018-й, и на 2019-й годы бюджет остаётся консервативным.
Хочу подчеркнуть тем не менее, что финансирование проектов должно быть именно приоритетным. Смысл подхода в том, чтобы максимально эффективно использовать деньги на решение наиболее насущных задач. И мы исходим из того, что всё, что мы включаем в приоритетные направления и проекты, является именно такими задачами, иначе бы они так не назывались.