Показатели рождаемости в 2016 году снизились по сравнению с 2015 годом: родилось на 53 тыс. (2,3%) детей меньше, суммарный коэффициент рождаемости составил 1,76 детей на одну женщину репродуктивного возраста (плановый показатель – 1,753).
Снижение рождаемости обусловлено продолжающимся увеличением возраста матери при рождении первенца и изменением репродуктивного поведения молодёжи, дальнейшим сокращением женщин молодых возрастов. Численность женщин в возрасте 20–29 лет, на долю которых приходится около 60% всех рождений, за 2010–2015 годы уменьшилась на 1750 тыс. человек (на 14,6%).
Реализация стимулирующих мер по увеличению рождаемости позволяет сглаживать негативное влияние ухудшения структуры населения. Прежде всего это материнский (семейный) капитал, ежемесячная денежная выплата на третьего ребёнка, региональный материнский капитал, бесплатное предоставление земельных участков семьям с тремя и более детьми для индивидуального жилищного строительства, увеличение количества мест в детских садах.
В 2016 году за счёт средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств 53 субъектов Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией.
За счёт средств бюджетов субъектов Федерации (без поддержки из федерального бюджета) ежемесячная денежная выплата предоставлялась в 16 регионах с благоприятной демографической ситуацией.
Средний размер данной выплаты составляет по состоянию на 1 января 2017 года 9824 рубля – от 3000 рублей в Республике Хакасия и Республике Башкортостан до 20 849 рублей в Ненецком автономном округе.
По состоянию на 1 января 2017 года в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией ежемесячная денежная выплата назначена на 446,3 тыс. третьих или последующих детей, что составляет 77,1% от численности рождённых за время реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №606 третьих и последующих детей (579 тыс. детей).
С 2013 года в субъектах Федерации реализуются комплексы мер (планов мероприятий, программ) по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью (далее – комплексы мер).
Ежегодно в субъектах Федерации реализуется более 500 программ переобучения и 300 программ повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
В результате реализации в период с 2013 по 2016 год комплексов мер по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью:
- уровень
занятости женщин в возрасте 20–49 лет, имеющих детей в возрасте до 18 лет,
составил 76% от общей численности женщин данного возраста, что превышает
аналогичный показатель для всего населения на 10 п. п.;
- уровень
безработицы среди женщин в возрасте 20–49 лет, имеющих детей в возрасте до 18
лет, снизился по сравнению с 2013 годом на 0,2 п. п. и составил 4,7% от
численности экономически активного населения (в 2013 году – 4,9%). При этом
данный показатель на 0,6 п. п. ниже аналогичного показателя для всего
населения;
- численность
женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста
трёх лет и прошедших в 2016 году профессиональное обучение и дополнительное
профессиональное образование, составила 16,1 тыс. человек, что на 29,9% больше,
чем в 2013 году (13,1 тыс. человек);
- численность
безработных женщин, получивших услугу по самозанятости, в 2016 году составила
45,5 тыс. человек, что на 19,1% больше, чем в 2013 году (38,2 тыс. человек).
Всего за указанный период в рамках мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию завершили обучение 63,1 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми.
Динамика вышеуказанных показателей свидетельствует о повышении уровня занятости женщин и росте их экономической активности.
В целях
совершенствования миграционной политики Правительством Российской Федерации
подготовлены изменения в законодательство Российской Федерации в части
совершенствования процедуры проведения экзамена по русскому языку как
иностранному, истории России и основам законодательства, института вида на
жительство и введения балльной системы отбора иностранных граждан.
В целях содействия образовательной (учебной) миграции на территории Российской Федерации действуют 498 доступных для мигрантов курсов по изучению русского языка, из них 56 – на бесплатной основе.
Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2016 года №82 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года №637» (далее – Государственная программа) введена обязанность субъектов Федерации при подготовке проектов региональных программ переселения рассматривать возможность использования механизма целевого приёма в отношении участников Государственной программы и членов их семей на обучение по образовательным программам высшего образования с учётом специальностей и направлений подготовки, наиболее востребованных отраслями экономики субъекта Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года №1532 утверждена государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики», включающая подпрограмму «Социально-культурная адаптация и интеграция мигрантов в Российской Федерации».
В 2016 году в рамках Государственной программы на территорию Российской Федерации прибыло и поставлено на учёт в территориальных органах МВД России 146 тыс. участников Государственной программы и членов их семей (в 2015 году – 183 тыс. человек, в 2014 году – 106 тыс. человек), из которых 42% составили граждане Украины.