По состоянию на 7 апреля 2017 года выполнено и снято с контроля Контрольным управлением Президента Российской Федерации 12 поручений. При этом поручено продолжить мониторинг выполнения одного поручения, содержащегося в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 1 Указа.
Правительством Российской Федерации утверждены индикаторы, характеризующие достижение важнейших целевых показателей, установленных по оснащению Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники. Правительство Российской Федерации ежегодно до 1 июля года, следующего за отчётным, представляет доклад Президенту Российской Федерации о достижении таких целевых показателей.
Правительством Российской Федерации приняты меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере государственного оборонного заказа и ценообразования в отношении продукции военного назначения, упрощению процедуры создания новых производств указанной продукции. Принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в целях реализации которого принято 11 актов Правительства Российской Федерации. Кроме того, в рамках мероприятий по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в области ценообразования в отношении продукции военного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2017 года №208 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
В целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере государственного оборонного заказа принят Федеральный закон от 29 июня 2015 года №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном оборонном заказе” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на повышение эффективности осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа и устранение недостатков в этой сфере. В целях реализации данного Федерального закона принято 3 акта Правительства Российской Федерации и 12 ведомственных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Минобороны России, ФАС России) и Банка России.
Для повышения эффективности осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа принят Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», которым предусматривается возможность осуществления как банковского, так и казначейского сопровождения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу. В рамках реализации указанного федерального закона Правительством Российской Федерации определены условия казначейского сопровождения средств, получаемых при осуществлении расчётов в целях исполнения государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года №249).
В феврале 2016 года Военно-промышленной комиссией Российской Федерации принят План мероприятий по совершенствованию регулирования в сфере государственного оборонного заказа, в рамках выполнения которого осуществляется создание информационно-аналитической системы сопоставления цен на однородные товары (работы, услуги) в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере, реализуется пилотный проект по закупкам на специализированной электронной торговой площадке товаров (работ, услуг), необходимых для выполнения государственного оборонного заказа, сведения о которых не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок, а также прорабатываются вопросы, связанные с проведением начиная с 2017 года пилотных проектов по внедрению «индексного подхода» в ценообразование, стимулирующего организации промышленности к сокращению издержек при производстве и реализации продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.
Разработана концепция применения механизмов государственно-частного партнёрства в сфере ОПК, одобренная 19 декабря 2012 года Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации. В целях реализации указанной концепции Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации 10 сентября 2014 года утверждён план первоочередных мероприятий по реализации концепции применения механизмов государственно-частного партнёрства в сфере ОПК, а также целевые индикаторы и показатели реализации механизмов государственно-частного партнёрства в рамках выполнения государственного оборонного заказа.
В связи с внесением в 2016 году изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части включения в число объектов соглашений о государственно-частном партнёрстве имущественных комплексов, предназначенных для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности, коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации организована работа по уточнению мероприятий по реализации указанной концепции, а также по определению условий, стимулирующих привлечение частных инвестиций в сферу оборонно-промышленного комплекса, в том числе для осуществления диверсификации производства и выпуска конкурентной гражданской продукции. Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации утверждены Правила разработки (модернизации) вооружения, военной и специальной техники за счёт средств организаций и частных инвесторов.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым ими в 2013–2017 годах для целей выполнения (реализации) федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы», в том числе под государственные гарантии Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года №1489). Кроме того, Правительством Российской Федерации определён порядок предоставления из федерального бюджета субсидий организациям оборонно-промышленного комплекса на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым ими для целей выполнения (реализации) Государственной программы вооружения на 2011–2020 годы в рамках государственного оборонного заказа под государственные гарантии Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 года №423).
Разработана концепция разработки, внедрения и развития системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники, одобренная Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации. При этом организациями ОПК реализуются 7 пилотных проектов по созданию системы управления полным жизненным циклом ряда образцов вооружения, военной и специальной техники, в рамках которых разработаны и реализуются концепции системы послепродажного обслуживания для бронетанковой и военной автомобильной техники, предложения по сервисному обслуживанию военной авиационной и специальной техники, а также регламент технического обслуживания военного корабля.
В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2017 года №91 утверждены Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. Данными Основами установлены основные показатели состояния и развития ОПК в период до 2025 года, которые позволят определить эффективность реализации государственной политики в области развития ОПК. Конкретные цифровые значения этих показателей будут определены в ходе разработки и утверждения Правительством Российской Федерации плана мероприятий по реализации указанных Основ.
В соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2012 года №174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» образован Фонд перспективных исследований.
По состоянию на 7 апреля 2017 года попечительским советом на основании рекомендаций научно-технического совета фонда одобрено 75 проектов, из которых 12 уже завершены, по 52 заключены договоры на их реализацию. Указанные проекты направлены на создание ключевых элементов вооружения, военной и специальной техники нового поколения, которые станут основой отечественной системы вооружения на рубеже 2025–2030 годов. В рамках реализуемых фондом проектов получено 69 результатов интеллектуальной деятельности.
Финансирование деятельности фонда осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых ему в качестве имущественного взноса. В 2013 году фонду было выделено 3,8 млрд рублей, в 2014 году – 3,5 млрд рублей, в 2015 году – 3,9 млрд рублей, в 2016 году – 3,6 млрд рублей. В 2017 году предусмотрено финансирование фонда в объёме 3,38 млрд рублей.
В выполнении проектов фонда участвуют ведущие организации ОПК и технические университеты, учреждения ФАНО России. При этом планирование содержания и этапности работ, выполняемых в рамках проектов, а также реализации их ожидаемых результатов осуществляется в тесном взаимодействии с Минобороны России, Минпромторгом России, Минобрнауки России, ФАНО России, госкорпорацией «Росатом» и госкорпорацией «Роскосмос».
Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 2015 года №623 «О национальном центре развития технологий и базовых элементов робототехники» на фонд возложено обеспечение деятельности по осуществлению функций такого центра. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 2017 года №101 «О создании Центра развития перспективного материаловедения» обеспечение деятельности указанного центра также возложено на Фонд перспективных исследований.
Правительством Российской Федерации утверждён комплекс
мер по совершенствованию системы профессионального образования, повышению
уровня жизни и решению жилищных проблем работников организаций
оборонно-промышленного комплекса.
Контроль за выполнением комплекса мер осуществляет коллегия Военно-промышленной комиссии Российской Федерации с учётом установленных на отчётный период и достигнутых показателей, характеризующих эффективность решения указанных задач.
К основным итогам за 2016 год в части реализации мер совершенствования системы профобразования следует отнести следующее:
- на бюджетные
места в вузы, осуществляющие подготовку по инженерным специальностям, поступили
12% абитуриентов, имеющих высокие результаты ЕГЭ по профильным предметам (что
соответствует плановому показателю);
- в соответствии
с договорами о целевом обучении трудоустроились более
2,6 тыс. выпускников с высшим образованием (по плану –
1,5 тыс.), со средним образованием – более 670 (по плану – 500);
- в интересах
организаций ОПК в 34 вузах по 164 сетевым программам прошли обучение более 4,3
тыс. студентов (по плану – 1,5 тыс.). Такая форма обучения получает всё
большее развитие;
- в организациях
ОПК в 18 субъектах Федерации создано 44 базовые кафедры (по плану – 35).
В настоящее время только в организациях Минпромторга России функционирует
более 350 таких кафедр.
В целях кадрового обеспечения организаций ОПК Минобрнауки России принята ведомственная целевая программа «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015–2016 годы» (приказ от 12 мая 2015 года №594), в рамках реализации которой повысили квалификацию более 410 специалистов из 39 организаций ОПК, что составляет почти 10% общей численности прошедших в 2016 году обучение (планировалось, что доля составит 4%).
Подготовка кадров для организаций ОПК осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года №192 «О государственном плане подготовки кадров со средним профессиональным и высшим образованием для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2016–2020 годы». В рамках реализации указанного государственного плана в 2016 году доля выпускников, трудоустроившихся по специальности, увеличилась по сравнению с 2015 годом на 19,1% и составила 55,6%.
В рамках ведомственной программы Минобрнауки России «Подготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2014–2020 годах» в 2016 году организациями ОПК заключено со студентами, обучающимися по программам высшего образования, более 5,2 тыс. договоров о целевом обучении (по плану – 3 тыс.), обучающимися по программам среднего профобразования – 615 договоров (по плану – 1000). При этом в ходе реализации данной программы было проведено более 800 мероприятий, в которых приняли участие более 200 тыс. человек.
Номинальная среднемесячная заработная плата работников
ОПК в 2016 году возросла к уровню 2013 года в 1,36 раза, а к уровню
2011 года – почти в 1,9 раза и составила в целом по ОПК
46,6 тыс. рублей. Однако реальная зарплата осталась практически на
уровне 2013 года. Начиная с 2014 года ликвидировано отставание уровня
заработной платы работников ОПК по отношению к уровню заработной платы в сфере
промышленности в целом.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года №1380 «О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» в 2016 году осуществлены выплаты 359 стипендий за выдающиеся достижения (в размере 500 тыс. рублей каждая – для учёных, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников) и 683 стипендии за значительный вклад (в размере 350 тыс. рублей каждая – для специалистов и молодых работников) в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Для привлечения высококвалифицированных специалистов и повышения престижности работы в организациях ОПК в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1952-р в 2016 году проведён Всероссийский конкурс на звание «Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности» по номинациям «Промышленная организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности», «Научная организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности» и «Интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности».
К настоящему времени утверждено 378 профессиональных стандартов в сфере ОПК в соответствии с перечнем профессиональных стандартов, сформированным на основе предложений Минпромторга России, Минобороны России, Минобрнауки России, ФСБ России, госкорпорации «Роскосмос», госкорпорации «Росатом» и заинтересованных организаций ОПК. Разработка профстандартов организована Минтрудом России и осуществляется за счёт средств федерального бюджета на основе государственных контрактов. Полномочиями по экспертизе этих стандартов наделён Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года №249).
В рамках мер по решению жилищных проблем работников организаций ОПК предусматривается создание жилищно-строительных кооперативов с государственной поддержкой и проведение АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (ранее – Фондом РЖС) в субъектах Российской Федерации голландских аукционов на условиях продажи застройщиками жилья экономического класса отдельным категориям граждан, включая работников организаций ОПК.
В настоящее время на разных стадиях реализации находятся 102 проекта создания ЖСК в 43 субъектах Российской Федерации. Общее количество работников организаций ОПК, участвующих в таких кооперативах, составляет около 4,5 тыс. человек. При этом в прошлом году завершено 2 проекта в 2 регионах с участием двух организаций ОПК. Всего реализовывалось в 10 регионах 12 проектов, в которых принимали участие 29 организаций, находящихся в сфере ведения Минпромторга России, по завершении которых около 2 тыс. работников будут обеспечены жильём (в том числе в городах Владивостоке, Ульяновске, Жуковском, Волгограде, Челябинске, Арсеньеве, Уфе, Рыбинске).
В 2016 году АО «Агентство ипотечного жилищного кредитования» по результатам проведённых 15 голландских аукционов предоставлены 33 земельных участка в 11 субъектах Российской Федерации (в 2015 году было 89 таких аукционов).
Следует отметить, что в свою очередь организациями ОПК (их более 40%) в отчётный период разработаны и реализованы меры корпоративной поддержки (в отношении более чем 3,5 тыс. работников), в том числе компенсация процентов (взносов) по ипотечным кредитам и коммунальных платежей за арендуемое жильё, предоставление ссуды (займа) или льготного кредита на приобретение жилья.