Правительством Российской Федерации принят пакет базовых документов, направленных на изменение ситуации с обеспечением граждан доступным и комфортным жильём, повышение качества жилищно-коммунальных услуг и ответственности управляющих организаций, а также привлечение в эту сферу частных инвестиций.
Реализуется государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №323.
Во исполнение Федерального закона от 20 апреля 2014 года №80-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской
Федерации» постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №403
утверждён Исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства,
который в настоящее время содержит 124 процедуры, с учётом внесённых изменений,
предусматривающих оптимизацию и сокращение количества процедур.
В целях поддержки платёжеспособного спроса граждан на жильё, а также развития рынка ипотечного кредитования реализовывалось постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 года №220 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу “Агентство ипотечного жилищного кредитования” на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретённым) жилищным (ипотечным) кредитам (займам)». Субсидии предоставлялись кредитным организациям и АО «АИЖК» на возмещение недополученных доходов по кредитам (займам), выданным физическим лицам в период с 1 марта 2015 года до 1 января 2017 года по ставке не выше 12% годовых на приобретение на первичном рынке жилого помещения либо приобретение строящегося жилого помещения по договору участия в долевом строительстве. Реализация программы субсидирования позволила стабилизировать ситуацию на первичном рынке жилья и объёмы выдачи ипотечных жилищных кредитов. Установились достаточно привлекательные условия для приобретения жилья на первичном рынке жилья и получения жилищных (ипотечных) кредитов (займов).
По данным Банка России, всего за 2016 год в Российской Федерации выдано 856 378 ипотечных кредитов на общую сумму 1 472 140 млн рублей (на 22,4% выше 2015 года в количественном и на 27,2% выше в денежном выражении).
В 2016 году в Российской Федерации введено 39,9 млн. кв. м жилья экономического класса, что на 10,2% больше, чем в 2015 году.
В 2016 году органами государственной власти субъектов Федерации и
органами местного самоуправления в рамках реализации комплекса мер по улучшению
жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, предоставлено бесплатно
92,3 тыс. земельных участков, 2 тыс. таких семей предоставлены жилые помещения
по договору социального найма. Кроме того, более 13,28 тыс. молодых семей и 154
молодых учёных улучшили жилищные условия в рамках федеральной целевой программы «Жилище»
на 2015–2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от
17 декабря 2010 года №1050).
В настоящее время в субъектах Федерации завершается работа по принятию
актов субъектов Федерации и правовых актов муниципальных образований во
исполнение Федерального закона от 21 июля 2014 года №217-ФЗ «О
внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части законодательного
регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального
использования». В 65 субъектах Российской Федерации утверждены региональные
программы развития рынка арендного жилья. В государственные программы развития
жилищного строительства субъектов Российской Федерации включены подпрограммы,
задачи и мероприятия, направленные на формирование и развитие рынка арендного
жилья.
По состоянию на 1 января 2017 года в целом по Российской Федерации введено в эксплуатацию более 1112,5 тыс. кв. м арендного жилья, из них 118,4 тыс. кв. м – в 2016 году, 131,2 тыс. кв. м – в 2015 году.
В целях улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в
том числе путём обеспечения конкуренции на рынке услуг:
- введено государственное регулирование предпринимательской деятельности
по управлению многоквартирными домами путём введения лицензирования такой
деятельности с 1 мая 2015 года (приняты Федеральный закон от
21 июля 2014 года №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный
кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных
актов Российской Федерации», постановление
Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110
«О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами»);
- создана система специализированного федерального контроля за
соблюдением жилищного законодательства на территории Российской Федерации путём
введения института главного государственного жилищного инспектора Российской
Федерации (постановление
Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 года №927
«О главном государственном жилищном инспекторе и порядке согласования
назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего
региональный государственный жилищный надзор»).
По итогам 2015 года доля заёмных средств в общем объёме капитальных
вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки
сточных вод (далее – доля заёмных средств) составила 23,4%, что превысило
плановый показатель на 6,9 п. п. Следует отметить, что в 2014 году в связи
со сложившейся неблагоприятной макроэкономической ситуацией доля заёмных средств
снижалась до 7,4%.
Информация о доле заёмных средств по итогам 2016 года будет сформирована в соответствии с Федеральным планом статистических работ, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года №671-р, в августе 2017 года.
В целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ для решения задач модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Правительство Российской Федерации обеспечило формирование необходимой законодательной базы, основанной на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию.
Реализованы следующие основные мероприятия:
- введено долгосрочное регулирование совокупного платежа гражданина за
коммунальные услуги, обеспечивающее предсказуемость федеральных ограничений (распоряжениями
Правительства Российской Федерации от 30 апреля
2014 года №718-р, от 1 ноября
2014 года №2222-р, от 28 октября
2015 года №2182-р утверждены индексы изменения размера вносимой
гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской
Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным
образованиям от величины указанных индексов на период с 1 июля 2014 года
по 2018 год включительно);
- введено долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения,
водоснабжения и водоотведения (по 23 субъектам Российской Федерации в сфере
теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения приняты долгосрочные тарифные
решения в отношении 100% организаций, осуществляющих деятельность в указанных
сферах, по 60 регионам наряду с долгосрочными тарифными решениями приняты также
решения об установлении тарифов с применением метода экономически обоснованных
затрат в рамках норм действующего законодательства, по Республике Крым, г. Севастополю
и г. Байконуру установление регулируемых тарифов осуществляется с
применением метода экономически обоснованных затрат сроком на один год. Все
тарифные решения введены в действие с 1 января 2016 года);
- на базе утверждённого Минстроем России модельного комплекса мер по
развитию ЖКХ субъекта Федерации и во исполнение Федерального
закона от 28 июня 2014 года №200-ФЗ «О внесении изменений в
Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации» субъектами Российской Федерации организована работа по
подготовке соответствующих комплексов мер (утверждено 85 региональных комплексов
мер);
- на базе утверждённых совместным приказом Минэкономразвития России и
Минстроя России от 7 июля 2014 года №373/пр/428 критериев эффективности
унитарных предприятий проведена их оценка для решения вопроса о дальнейшей
передаче предприятий в концессию (всеми регионами проведена оценка
эффективности предприятий). По итогам I квартала 2015 года неэффективным было
признано управление 982 предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства,
а по состоянию на 1 января 2017 года количество неэффективных предприятий,
включённых в график передачи неэффективных предприятий в концессию, составляет
638;
- субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления
организована работа по регистрации объектов ЖКХ, а также по передаче объектов
ЖКХ, в том числе находящихся в управлении унитарных предприятий, признанных
неэффективными, частному инвестору на основании концессионных соглашений. По
состоянию на 1 января 2017 года на территории Российской Федерации
зарегистрировано в государственную и (или) муниципальную собственность 915 435
объектов жилищно-коммунального хозяйства, что составляет 67,1% от общего
количества объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в
хозяйственном обороте, заключены 580 концессионных соглашений.
В отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства заключены и действуют 1477 концессионных соглашений, из них в 2014 году заключены 112 концессионных соглашений, общий объём инвестиционных обязательств по которым составляет 7,2 млрд рублей, в 2015 году заключено 271 концессионное соглашение с объёмом инвестиционных обязательств в размере 70,9 млрд рублей, в 2016 году заключены 580 концессионных соглашений с объёмом инвестиционных обязательств в размере 67,6 млрд рублей; - регионами организована разработка программ комплексного развития систем
коммунальной инфраструктуры, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения
поселений и городских округов (по состоянию на IV
квартал 2016 года в Российской Федерации утверждено: 11 131 схема
теплоснабжения (98,2%), 16 215 схем водоснабжения и водоотведения (97%),
14 881 программа комплексного развития (92,2%));
- организована работа по формированию интернет-портала «Биржа
инвестиционных проектов в ЖКХ». Ключевые задачи портала – анализ объектов
коммунальной инфраструктуры на предмет инвестиционной привлекательности,
размещение информации о потенциально привлекательных для инвестирования
объектах, повышение информированности инвесторов о таких объектах;
- Минстроем России совместно с АСИ ведётся работа по формированию лучших
практик и инициатив («верные решения») в ЖКХ, которые могут быть тиражированы в
любом субъекте Российской Федерации. Отобрано порядка 30 решений по различным
направлениям: городская среда, доступная среда, теплоснабжение, водоснабжение,
энергоэффективность, обращение с ТКО, инвестсреда, капремонт, общественные
инициативы.
Правительством Российской Федерации утверждён комплекс мер, направленных
на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 26 сентября 2013 года №1743-р).
Федеральными законами от 25 декабря 2012 года №270-ФЗ и от 23 июля 2013 года №240-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающие продление срока деятельности Фонда ЖКХ до 1 января 2018 года и включение в региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда многоквартирных жилых домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года, и внесение дополнительных имущественных взносов в Фонд ЖКХ.
Площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года и требующего расселения в 2016 году, составляла 2628,4 тыс. кв. м, на которых проживало 166,73 тыс. человек.
В 2016 году продолжилась работа по ликвидации аварийного жилья. Согласно данным оперативных отчётов по мониторингу реализации субъектами Федерации программ переселения, представленных субъектами Федерации, по состоянию на 1 марта 2017 года по Российской Федерации в 2016 году расселено 2672,93 тыс. кв. м (101,7%), на которых проживают 169,23 тыс. человек (101,5%). Нарастающим итогом за 2014–2016 годы расселено 8,04 млн кв. м (72,1%), на которых проживают 513,64 тыс. человек (72,2%).
Всего с начала реализации мероприятий по переселению Фондом ЖКХ одобрено заявок субъектов Федерации (с учётом изменений в программы переселения субъектов) на сумму 186,34 млрд рублей (97,6% общего объёма средств Фонда ЖКХ, предусмотренных на расселение жилья, признанного аварийным до 1 января 2012 года), из которых перечислено Фондом ЖКХ в субъекты Федерации 179,64 млрд рублей (96,4% одобренных заявок).