В целях реализации государственной политики в области образования и науки принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
В части увеличения к 2018 году объёмов финансирования государственных научных фондов до 25 млрд рублей Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований» предусмотрен общий объём бюджетных ассигнований на 2017 год в размере 11 577 972,1 тыс. рублей, на 2018 год – 11 577 972,1 тыс. рублей и на 2019 год – 10 352 516,9 тыс. рублей.
Наряду с Российским фондом фундаментальных исследований основным системообразующим научным фондом, осуществляющим поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований, является Российский научный фонд.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» предусмотрен имущественный взнос Российской Федерации в Российский научный фонд на 2017 год в размере 5 175 535,6 тыс. рублей, на 2018 год – 7 821 169,4 тыс. рублей и на 2019 год – 13 525 082,5 тыс. рублей.
Таким образом, общий объём средств для финансирования Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда из средств федерального бюджета и внебюджетных источников планируется в 2017 году в размере 29,3 млрд рублей.
В докладе отмечено, что, по данным Минобрнауки России, значение показателя доли внутренних затрат на научные исследования и разработки в 2015 году составило 1,13% валового внутреннего продукта. При этом доля внутренних затрат, проводимых за счёт бюджетных средств, в общем объёме внутренних затрат составила 68%, а внебюджетных источников – 32%.
В 2014 году значение указанного показателя составляло 1,09%.
Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на научные исследования увеличилась с 9,0% в 2013 году до 9,6% в 2015 году. Положительная динамика была достигнута благодаря мерам по повышению конкурентоспособности российских университетов, что способствовало увеличению до 41% доли внебюджетных источников во внутренних затратах на научные исследования и разработки, осуществляемые образовательными организациями высшего образования.
В целях увеличения внутренних затрат на исследования и разработки за счёт приоритетного увеличения внебюджетного финансирования Правительством Российской Федерации продолжается работа по реализации ряда мер.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 16 сентября 2016 года №582 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации» ответственные исполнители государственных программ Российской Федерации, предусматривающих проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, должны включать в них показатель объёма внутренних затрат на исследования и разработки.
Важным источником увеличения внебюджетной составляющей финансирования внутренних затрат на исследования и разработки является реализация компаниями с государственным участием программ инновационного развития.
Удалось преодолеть спад публикационной активности. По
сведениям, полученным с использованием аналитических сервисов базы данных Web of Science,
доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в
мировых научных журналах составила в 2013 году 2,08%, в 2014 году – 2,1% и
в 2015 году – 2,31%. В абсолютных значениях число российских публикаций
составило в 2013 году 29 030 единиц, в 2014 году – 30 126 единиц и в
2015 году – 33 942 единицы.
С целью повышения публикационной активности российских исследователей и увеличения доли публикаций российских авторов в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44%, Правительством Российской Федерации реализуются следующие меры.
Показатель публикационной активности используется в ходе мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения.
Установлены требования к минимальному количеству публикаций в Web of Science при формировании перечня проектов государственного задания в части научной деятельности научным и образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России.
В государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы определена ответственность каждого основного участника программы за достижение установленного общего значения показателя.
Ассоциацией научных редакторов и издателей ведётся подготовка справочных пособий, словарей, методических рекомендаций и других материалов, а также разработка программ развития редакционно-издательской сферы в Российской Федерации.
Реализуется комплекс мер, направленных на стимулирование публикационной активности российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных.
Предусмотрены мероприятия, в том числе продолжение конкурсной поддержки программ развития научных журналов с целью их вхождения в международные наукометрические базы данных, организационная и финансовая поддержка со стороны учредителей научных журналов, предоставление научным и образовательным организациям в рамках централизованной (национальной) подписки доступа к зарубежным информационным ресурсам, включение показателей публикационной активности в конкурсную документацию на проведение конкурсов Российским фондом фундаментальных исследований.
В рамках реализации мероприятий по переходу к
нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего
образования принято постановление
Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года №467
«О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего
профессионального образования». Минобрнауки России утверждена методика
определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации
образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям
подготовки) и укрупнённым группам специальностей (направлений подготовки)
(приказ от 30 октября 2015 года №1272). Федеральными органами государственной
власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации
функции и полномочия учредителей федеральных государственных образовательных
организаций высшего образования, проведена работа по приведению нормативных
правовых актов, устанавливающих порядок определения нормативных затрат на
оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества
подведомственных им организаций, в соответствие с указанной методикой.
Минобрнауки России утверждены перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по реализации образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки; итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования; отраслевые корректирующие коэффициенты (приказ от 20 июля 2016 года №884) и территориальные корректирующие коэффициенты (от 25 июля 2016 года №АП-74/18вн).
Кроме того, реализуется план мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определённым по специальностям и направлениям подготовки. В его рамках принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года №234 «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования».
Утверждён План мероприятий по развитию ведущих
университетов, предусматривающий повышение их конкурентоспособности среди
ведущих мировых научно-образовательных центров (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2012 года №2006-р).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года №211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» образован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Утверждены правила распределения и предоставления субсидий на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках подпрограммы «Развитие профессионального образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы».
Изменениями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года №287, ведущим университетам предоставлена возможность учитывать в показателях результативности достижения целей также и отраслевые (предметные) рейтинги.
В 2013 году проведён первый открытый конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации, по результатам которого отобраны 15 вузов-победителей, им выделены субсидии на реализацию программ повышения конкурентоспособности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года №1500-р).
Из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по повышению международной конкурентоспособности ведущих российских университетов в 2016 году выделено 11,1 млрд рублей, в 2017 году – 10,63 млрд рублей, планируется выделить в 2018 году 10,26 млрд рублей, в 2019 году – 10,05 млрд рублей.
В 2015 году Минобрнауки России проведён второй конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Победителями конкурсного отбора стали Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Сибирский федеральный университет, Тюменский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).
Таким образом, перечень ведущих университетов, получающих государственную поддержку в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, включает 21 организацию, которым в 2016 и 2017 годах были распределены субсидии из федерального бюджета (распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2016 года №960-р и от 17 февраля 2017 года №281-р).
В общем рейтинге QS World University Rankings за 2016/2017 год (916 университетов) среди ведущих университетов, получающих государственную поддержку, улучшили свои позиции: Новосибирский госуниверситет – 291-е место (годом ранее – 317-е), Московский физико-технический институт – 350-е место (годом ранее – 431-е), Национальный исследовательский Томский государственный университет – 377-е место (годом ранее – 481-е), Национальный исследовательский Томский политехнический университет – 400-е место (годом ранее – 481-е), а также Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого и другие.
В 2017 году университеты, получающие государственную поддержку на повышение их конкурентоспособности, суммарно 64 раза вошли в предметные рейтинги QS, что более чем в 2 раза превышает показатель 2016 года (31 раз).
В 2017 году в топ-100 предметных рейтингов QS вошли 5 ведущих университетов, получающих государственную поддержку: Московский физико-технический институт (государственный университет), Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
В 2016 году в общий список рейтинга The Times Higher Education World University Rankings (THE) вошли 16 ведущих университетов, получающих государственную поддержку (в 2014 году – 1 университет, в 2015 году – 9). Лидером среди указанных вузов является Московский физико-технический институт (государственный университет) – позиция 301–350.
Реализована программа повышения эффективности деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проводится мониторинг деятельности государственных образовательных организаций высшего образования, по итогам которого некоторые образовательные организации реорганизованы либо их деятельность оптимизируется в рамках специально разработанных программ.
Принят внесённый Правительством Российской Федерации Федеральный закон
от 3 июля 2016 года №312-ФЗ «О внесении изменений в статью 36
Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», направленный на совершенствование
порядка и условий назначения стипендий, а также механизма финансового
обеспечения расходов на их выплату.
Федеральный закон устранил существовавшую правовую неопределённость и обеспечил адресный характер назначения государственной социальной стипендии, уточнив категорию получателей указанных выплат. Так, правом на получение государственной социальной стипендии наделяются студенты, которым назначена государственная социальная помощь (ранее – студенты, имеющие право на получение государственной социальной помощи).
Также предусмотрена возможность оказания материальной поддержки всем нуждающимся обучающимся, в том числе аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажёрам и слушателям (ранее – только нуждающимся студентам).
В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №312-ФЗ утверждены Правила формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативы для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 года №1390).
Утверждённые нормативы для формирования стипендиального фонда за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета проиндексированы с учётом уровня инфляции. Размеры нормативов увеличены на уровень индексации стипендиального фонда, утверждённый в федеральных законах о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период (5% – с 1 сентября 2014 года и 5,5% – с 1 сентября 2015 года).
В составе стипендиального фонда предусмотрены повышенные стипендии нуждающимся студентам первого и второго курсов очной формы обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста, имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично».
Утверждена Концепция развития математического
образования в Российской Федерации (распоряжение
Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года №2506-р).
Определены основные направления и утверждён план реализации указанной концепции. В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования внесены изменения в части детализации требований к предметным результатам освоения программы учебного предмета «Математика».
Во всех субъектах Федерации приняты региональные планы по реализации концепции, в которых предусмотрены мероприятия по работе с детьми, имеющими высокую мотивацию и проявляющими выдающиеся математические способности.
Федеральным институтом развития образования проводится мониторинг реализации концепции в субъектах Федерации.
Средства на реализацию концепции предусмотрены в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, распределение которой утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №516-р.
В целях актуализации комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи (от 26 мая 2012 года №2405п-П8), утверждён комплекс мер на 2015–2020 годы (от 27 мая 2015 года №3274п-П8). Актуализированный комплекс мер одобрен Национальным координационным советом по поддержке молодых талантов России (протокол №7 от 16 марта 2015 года).
Указанный комплекс мер направлен на продолжение работы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, начатой в 2012 году. Вместе с тем актуализированным комплексом мер предусмотрено расширение мероприятий по развитию кадрового потенциала и конкурсной поддержки организаций, педагогических работников, а также одарённых детей и талантливой молодёжи. Предусмотрено создание региональных центров по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.
В целях обеспечения правовой основы функционирования
системы выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и
мониторинга их дальнейшего развития постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 ноября 2015 года
№1239 утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся
способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.
На конец 2016 года в государственный информационный ресурс о детях, проявивших выдающиеся способности, включены сведения о 10,9 тыс. одарённых детей и молодёжи.
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года №607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» учреждены 5 тыс. грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счёт бюджетных ассигнований, в размере 20 тыс. рублей ежемесячно в течение установленного срока обучения. Правительством Российской Федерации утверждено положение о предоставлении и выплате указанных грантов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. В результате выполнения мероприятий по её реализации планируется достичь к 2020 году установленного значения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами (не менее 75%). По оценке Минобрнауки России, в 2015 году он составил 68% (в 2014 году – 64%).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р утверждён план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы. Планом предусмотрена система мер по совершенствованию финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования, включая внесение изменений в законодательство Российской Федерации.
В рамках реализации плана внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в том числе введён новый подраздел «Дополнительное образование детей». Введение указанного подраздела позволит обеспечить объективную оценку начиная с 2017 года планирования субъектами Российской Федерации средств непосредственно на предоставление услуг дополнительного образования.
Принят внесённый Правительством Российской Федерации Федеральный закон от 3 июля 2016 года №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”», направленный на обеспечение организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Указанный Федеральный закон закрепляет равные условия доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований организаций разных форм собственности.
С учётом предусмотренных планом мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы направлений развития с 2016 года началась реализации проекта по созданию в субъектах Федерации технопарков, обеспечивающих детей в возрасте от 5 до 18 лет возможностью осваивать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации. На софинансирование соответствующих мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в 2016 и 2017 годах направлено по 925 млн рублей.
Для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов приказом Минтруда России утверждён профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №662 определён перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, в том числе сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых, что позволит упорядочить работу с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по предоставлению информации. Утверждены показатели мониторинга системы образования и методика их расчёта.
В целях решения задачи достижения к 2016 году 100%
доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет в
рамках мероприятий по модернизации системы дошкольного образования начиная с
2013 года выделялись субсидии из федерального бюджета в размере 130 млрд рублей,
в том числе по 50 млрд рублей в 2013 и 2014 годах и 30
млрд рублей в 2015 году. Объём средств региональных бюджетов,
направленных на указанные цели, составил 82,2 млрд рублей.
По результатам мониторинга Минобрнауки России, по состоянию на 1 марта 2017 года уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет составил 98,78%. В 64 субъектах Федерации показатель доступности для детей указанной возрастной категории составил около 100%, в 10 субъектах Федерации – более 99%, в 4 субъектах Федерации – от 95 до 99%, в 7 субъектах Федерации – менее 95%.
В ходе реализации региональных поэтапных программ («дорожных карт») по ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные организации в 2013–2015 годах создано более 1,135 млн мест. По данным субъектов Российской Федерации, в 2016 году в рамках мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования создано ещё 22,7 тыс. мест в дошкольных образовательных организациях.
Во всех субъектах Федерации реализуются региональные планы мероприятий («дорожные карты»), предусматривающие на период до 2020 года меры по обеспечению доступности дошкольного образования, в том числе для детей в возрасте до трёх лет.
Обеспечение доступности дошкольного образования осуществляется в том числе за счёт поддержки негосударственного сектора. В частном секторе в сфере дошкольного образования в 2013–2015 годах создано более 45,7 тыс. мест, из них в 2013 году создано более 14,1 тыс. мест, в 2014 году – более 17,7 тыс. мест, в 2015 году – более 13,9 тыс. мест.
С 1 апреля 2014 года на всей территории страны заработала электронная система по учёту детей, нуждающихся в предоставлении места в детском саду.
Продолжается работа по совершенствованию нормативного правового регулирования, предусматривающая расширение форм оказания образовательных услуг в сфере дошкольного образования и содействие привлечению в эту сферу частного бизнеса.
С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий из бюджетов субъектов Федерации в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных дошкольных организаций.
В новой редакции санитарных правил установлены облегчённые требования для групп малой наполняемости, организованных в жилых и приспособленных помещениях.
Утверждены федеральные государственные образовательные стандарты для начального, основного и среднего общего образования, а также для дошкольного образования.
Переход образовательных организаций на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования осуществляется в плановом режиме и будет завершён к 2017/2018 учебному году.
Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1578 «О
внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 года
№413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования”» (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 года, регистрационный
№41020) внесены изменения в части:
выделения учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в отдельную предметную область (перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 июля 2015 года №Пр-1310);
создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в части введения специальных требований к результатам обучения (перечень поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 года №Пр-1435);
изменения требований к структуре рабочей программы учебных предметов в целях сокращения объёма нагрузки на педагогических работников, повышения качества образования путём оптимизации деятельности педагогов и сокращения обязательной документации.
Реализуются мероприятия, направленные на достижение целевого показателя доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку.
Целевой показатель, определяющий достижение установленного значения охвата населения в возрасте 25–65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, к общей численности занятого в экономике населения в возрасте 25–65 лет в 2015 году, по данным Росстата, составил 49,9%. В соответствии с Федеральным планом статистических работ соответствующие обследования проходят с регулярностью один раз в три-четыре года.
Продолжается работа по обеспечению доступности зданий
профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций
высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По результатам проведённого Минобрнауки России мониторинга, в 2016 году лица с ограниченными возможностями здоровья обучались в 42 670 зданиях, из которых 20 341 здание является местом предоставления образовательных услуг и местом для временного проживания обучающихся.
Полностью или частично приспособлены для получения профессионального образования и временного проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья 10 952 таких здания (53,8% от общего количества зданий, являющихся местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся).
Увеличилось число полностью приспособленных для лиц с ограниченными возможностями здоровья зданий (в 2014 году – 3787 зданий, в 2015 году – 4062 здания, в 2016 году – 4366 зданий) и составило 21,5% от общего количества зданий, являющихся местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся.
С 2012 года проводятся мероприятия по поддержке
педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных
семей.
Свыше 82% опрошенных педагогических работников данной категории прошли повышение квалификации по вопросам работы с детьми из социально неблагополучных семей.
Около 54% опрошенных педагогических работников данной категории отметили, что в организациях, в которых они работают, применяются различные меры морального стимулирования и повышения их социального статуса.
В 2015 году в критерии конкурсного отбора лучших учителей на получение денежного поощрения включён критерий «создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)» (приказ Минобрнауки России от 6 апреля 2015 года №362 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями»).
Данный критерий применяется конкурсными комиссиями в субъектах Российской Федерации с 2015 года.
В целях обеспечения прозрачности осуществления
профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Минобрнауки
России обеспечено функционирование автоматизированной информационной системы
мониторинга результатов профессионально-общественной аккредитации
образовательных программам. Результаты мониторинга представлены в открытом
доступе по адресу http://accredpoa.ru и содержат реестры аккредитованных
образовательных программ, аккредитующих и экспертных организаций, аттестованных
экспертов в этой области. По состоянию на март 2017 года на сайте размещена
информация о более чем 1400 образовательных программах с действующей
аккредитацией.