За 12 месяцев 2016 года смертность в Российской Федерации снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года:
от болезней системы кровообращения – на 2,8% (614,1 на 100 тыс. населения);
от новообразований – на 0,8% (201,6 на 100 тыс. населения);
от туберкулёза – на 16,7% (7,5 на 100 тыс. населения);
от дорожно-транспортных происшествий – на 10,7% (10,8 на 100 тыс. населения);
младенческая смертность – на 7,7% (6,0 на 1000 родившихся живыми).
Приказом
Минздрава России от 13 февраля 2013 года №66 утверждена Стратегия
лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025
года (далее – Стратегия) и план её реализации. Минздрав России ежегодно
направляет в Правительство Российской Федерации информацию о мониторинге
реализации Стратегии. В рамках реализации Стратегии в 2016 году в том числе
достигнуты следующие показатели:
- удовлетворение
потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах
для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется за счёт
средств федерального бюджета, – 99,5% (плановый показатель – 95,5%), за счёт
средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 97,96% (плановый показатель –
95,5%);
- доля медицинских
и фармацевтических работников, повысивших квалификацию по вопросам рациональной
лекарственной терапии, основанной на принципах доказательной медицины, – 30,65%
(плановый показатель – 30,7%);
- показатель
охвата профилактическими прививками составил более 95% (плановый показатель –
95%).
Реализуются мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №305 (далее – государственная программа). По итогам 2016 года значение показателя о доведении объёма производства отечественных лекарственных препаратов по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – ЖНВЛП) к 2018 году до 90% составило 76,8% (в соответствии с перечнем ЖНВЛП, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года №2199-р) при предусмотренном государственной программой плановом значении в 2016 году – 76%.
В 2016 году зарегистрированы 14 импортозамещающих лекарственных средств. Открылось 16 новых фармацевтических заводов. Производство лекарственных средств увеличилось на 23,75%.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года №368 в государственную программу внесены изменения, предусматривающие увеличение объёма бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы на 16,1 млрд рублей (с 92,2 млрд рублей до 108,3 млрд рублей).
В основу
мероприятий по совершенствованию медицинской помощи больным с сосудистыми
заболеваниями положен принцип расширения сети первичных сосудистых отделений и
региональных сосудистых центров.
В 2012 году функционировало 84 региональных сосудистых центра и 202 первичных сосудистых отделения. К 2016 году их число выросло до 134 и 459 соответственно.
Таким образом, с 2012 года число региональных сосудистых центров выросло на 59,5%, а первичных сосудистых отделений – в 2,3 раза.
По данным Минздрава России, за январь – декабрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года доля больных, которым выполнен тромболизис при остром коронарном синдроме и ишемическом инсульте, выросла на 25,5 и 8% соответственно, применение ангиопластики коронарных артерий при остром коронарном синдроме увеличилось на 11,3%.
С 2013 года во
всех субъектах Федерации проводится широкомасштабная диспансеризация взрослого
населения.
По состоянию на 31 декабря 2016 года диспансеризацию прошло 22 млн человек.
В ходе обследования граждан в 2016 году сердечно-сосудистые заболевания выявлены у 7,2 млн человек, в том числе впервые выявлено более 1 млн случаев сердечно-сосудистых заболеваний.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом c 52,0 до 53,7% увеличилась доля больных с выявленными на ранних стадиях (I–II стадии) злокачественными новообразованиями.
Одногодичная летальность снизилась в 2016 году с 23,6 до 23,2%; с 2010 года – на 18,9%. Пятилетняя выживаемость в 2016 году выросла с 52,9 до 53,3%; с 2010 года – на 4,5%.
В рамках
реализации мероприятий, направленных на совершенствование медицинской помощи
больным туберкулёзом, в 2016 году 85 субъектам Федерации предоставлены иные
межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение закупок антибактериальных и
противотуберкулёзных лекарственных препаратов (второго ряда), применяемых при
лечении больных туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью
возбудителя, и диагностических средств для выявления, определения чувствительности
микобактерии туберкулёза и мониторинга лечения больных туберкулёзом с
множественной лекарственной устойчивостью возбудителя на общую сумму
3 131 603,1 тыс. рублей.
Кроме того, бюджетам 19 субъектов Федерации перечислены субсидии на оснащение противотуберкулёзных учреждений оборудованием в соответствии с порядками оказания медицинской помощи на общую сумму 990 000 тыс. рублей.
Реализация указанных мероприятий направлена на улучшение эпидемиологической обстановки по туберкулёзу в Российской Федерации благодаря активному раннему выявлению больных туберкулёзом и обеспечению для них полноценного курса лечения.
В Российской Федерации за последние 8 лет заболеваемость туберкулёзом сократилась более чем на 30%.
На протяжении последних 10 лет число новых случаев туберкулёза в мире снижалось в среднем на 5,2% в год (в Российской Федерации на 5,8%).
В 2016 году Минздравом России проведена работа по разработке и внедрению Федерального регистра лиц, больных туберкулёзом, осуществлена пилотная апробация указанного регистра в 15 субъектах Федерации.
В настоящее время завершается внедрение Федерального регистра лиц, больных туберкулёзом, во всех субъектах Федерации.
С 2012 по 2016 год отмечено снижение смертности от туберкулёза на 26,4% – с 12,5 до 9,2 на 100 тыс. населения. По оперативным данным Росстата, за январь – декабрь 2016 года снижение смертности от туберкулёза отмечается в 74 субъектах Федерации.
По данным Минздрава России, в 2016 году охват тестированием лекарственной чувствительности микобактерии туберкулёза у больных с впервые выявленным туберкулёзом (бактериовыделителей) составил 95,8%, в том числе 91,4% больных обследованы молекулярно-генетическими методами исследований.
Создана система
этапного оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных
происшествиях (далее – ДТП) в зависимости от степени тяжести полученных травм,
позволяющая обеспечить оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП
квалифицированными специалистами на месте ДТП, во время доставки пострадавших в
медицинские организации и в медицинских организациях согласно зонам
ответственности медицинских организаций, расположенных вдоль автомобильных
дорог общего пользования с твёрдым покрытием.
Общее количество травмоцентров в 2016 году составило 1524 (169 – I уровень, 462 – II уровень и 893 – III уровень).
По информации
Минздрава России, распространенность табакокурения среди взрослого населения
снизилась до 32% в 2016 году. Для обеспечения дальнейших высоких темпов
сокращения потребления табака Минздравом России разработан проект Концепции
осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на
2017–2022 годы и дальнейшую перспективу, которая в том числе ставит своей целью
борьбу с потреблением электронных систем доставки никотина (электронных сигарет).
Минздрав России
обеспечивал реализацию Концепции государственной политики по снижению масштабов
злоупотребления алкогольной продукцией и профилактики алкоголизма среди
населения Российской Федерации на период до 2020 года и иных стратегических документов,
направленных на противодействие употреблению алкогольной продукции. В рамках
указанной деятельности, а также в соответствии с пунктом 17 Плана мероприятий
(«дорожной картой») по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на
алкогольном рынке, утверждённого распоряжением
Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 года №2413-р,
издан приказ Минздрава России от 30 июня 2016 года №448н «Об утверждении
Концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде
злоупотребления алкоголем». Данная Концепция определяет цели и задачи
государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной
продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации,
представляет собой систему направлений по развитию информирования и оповещения
населения о вреде, причиняемом алкоголем здоровью, семейному благополучию и
духовным ценностям человека.
Минздравом России подготовлен проект Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний. Наличие стратегического документа, направленного на решение указанных задач, утвердит обязательность и приоритетность мер формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний.
В течение 2016
года в рамках федеральной коммуникационной кампании по профилактике
ВИЧ-инфекции в 10 регионах с наивысшими показателями заболеваемости и поражённости
населения ВИЧ-инфекцией Минздравом России проведены двухнедельные акции по
тестированию на ВИЧ-инфекцию, охватившие 23 тыс. человек.
В рамках
реализации Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на
период до 2025 года, утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №2580-р, в
2016 году принят Федеральный закон «О биомедицинских клеточных продуктах», во
исполнение которого утверждено 20 приказов Минздрава России.
В 2016 году продолжалась реализация кадровых программ, предусматривающих меры, направленные на повышение квалификации медицинских работников, подготовку медицинских кадров по наиболее дефицитным специальностям, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, повышение престижа медицинской профессии, расширение социальной поддержки.
По данным Минздрава России, в 2016 году в медицинских организациях, подведомственных Минздраву России и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, работало 544 458 врачей и 1 291 948 средних медицинских работников.
По сравнению с 2015 годом численность врачей увеличилась на 854 человека (0,2%), обеспеченность врачами выросла на 0,1% (с 37,1 до 37,2 на 10 тыс. населения).
Показатель соотношения числа врачей и средних медицинских работников в 2016 году составил 1:2,4, что соответствует значению, предусмотренному государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Принимаемые субъектами Российской Федерации меры по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров по отдельным специальностям за счёт реализации мер социальной поддержки позволили в 2016 году закрепить положительную динамику численности врачей по таким дефицитным специальностям, как «Анестезиология-реаниматология» (+761 человек, или 2,5%), «Рентгенология» (+329 человек, или 2,0%), «Патологическая анатомия» (+46 человек, или 1,5%), «Онкология» (+248 человек, или 3,7%).
В 2016 году продолжилась реализация программы «Земский доктор», в рамках которой медицинские работники в возрасте до 50 лет, прибывшие на работу в сельский населённый пункт (рабочий посёлок, посёлок городского типа), при условии обязанности медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы, получают единовременные компенсационные выплаты в размере 1 млн рублей в соответствии со статьёй 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В целом с 2012 по 2016 год число участников программы составило 23 950 человек.
Особенность реализации программы «Земский доктор» в 2016 году – увеличение возраста участников программы до 50 лет (до 35 лет в 2012–2014 годах; до 45 лет – в 2015 году; до 50 лет – в 2016–2017 годах), территориально программа распространилась также и на посёлки городского типа, уровень софинансирования Фондом обязательного медицинского страхования повышен с 50 до 60%, что снизило нагрузку на бюджеты субъектов Федерации, осуществляющих софинансирование программы.
В 2016 году уровень реализации программы составил 92,3%, принято 4922 человека, при этом в 51 субъекте Федерации отмечен уровень реализации 100% (в 2015 году – 42 региона).
Реализация указанной программы позволила сохранить тенденцию к увеличению численности врачей, работающих в сельской местности. В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, она увеличилась на 1421 врача (2,6%).
В 2016 году в 21 субъекте Федерации реализовывалась программа «Земский фельдшер»: осуществлялись единовременные выплаты средним медицинским работникам, переехавшим на работу в сельскую местность (от 100 тыс. до 1 млн рублей).
Ещё в 9 субъектах Федерации разработаны программы единовременных выплат для фельдшеров со сроком начала реализации с 2017 года.
В 2016 году Минздравом России продолжена работа по наращиванию объёмов подготовки кадров. За последние 3 года объёмы увеличились на 6,8%. Динамика увеличения объёмов целевой подготовки, механизма, хорошо зарекомендовавшего себя в качестве одной из мер привлечения и закрепления молодых специалистов, за этот же период составила 6,8 и 13,4% по программам специалитета и на последипломном уровне соответственно.
Созданная телекоммуникационная инфраструктура портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования предоставляет врачам право выбора образовательных программ, форм обучения, включая стажировку, и образовательных технологий по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний. На портале зарегистрированы личные кабинеты 349 организаций, содержатся записи более 131 тыс. врачей и размещены более 11 тыс. программ, позволяющих непрерывно поддерживать и совершенствовать уровень своей квалификации.
В 2016 году процедуру аккредитации прошли выпускники, завершившие образование по специальностям «Стоматология» и «Фармация»: 98 и 94% выпускников (соответственно) с получением свидетельства об аккредитации.
В основу аккредитации положены профессиональные стандарты. В настоящее время разработаны профессиональные стандарты по базовым специальностям. В 2017 году будут разработаны и внедрены 44 профессиональных стандарта для врачей и 4 профессиональных стандарта для средних медицинских работников.
По состоянию на 1 января 2017 года на эффективный контракт переведено 82,8% работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
В 2016 году с учётом рекомендаций Минздрава России органы исполнительной власти субъектов Федерации в сфере охраны здоровья продолжили работу по совершенствованию системы оплаты труда, ориентированной на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55–60%.