По состоянию на 7 мая 2016 года.
В результате мер, принятых Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию демографической политики, показатели рождаемости и смертности в 2015 году сохранились практически на уровне предыдущего года. В январе – декабре 2015 года родилось 1944,1 тыс. детей, что лишь на 3,2 тыс. детей (на 0,2%) меньше, чем за соответствующий период 2014 года. Суммарный коэффициент рождаемости в 2015 году составил 1,776 ребёнка на одну женщину репродуктивного возраста (в 2014 году – 1,75).
Сохранение уровня рождаемости происходит на фоне сокращения с 2010 года численности женщин в возрасте 20–29 лет, на долю которых приходится около 60% всех рождений. Численность этой категории женщин за 2010–2014 годы в целом по Российской Федерации уменьшилась на 1,4 млн человек, или на 11,5%. Реализация стимулирующих мер по увеличению рождаемости позволяет сглаживать негативное влияние ухудшения структуры населения. Прежде всего это материнский (семейный) капитал, ежемесячная денежная выплата на третьего ребёнка, региональный материнский капитал, бесплатное предоставление земельных участков семьям с тремя и более детьми для индивидуального жилищного строительства, увеличение мест в детских садах.
В 2015 году за счёт средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств 53 субъектов Российской Федерации с неблагоприятной демографической ситуацией. За счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации (без поддержки из федерального бюджета) ежемесячная денежная выплата предоставлялась в 16 регионах с благоприятной демографической ситуацией.
По состоянию на 1 января 2016 года средний размер данной выплаты составляет 9001 рубль – от 3000 рублей в Республике Хакасия до 19 510 рублей в Камчатском крае. По состоянию на 1 января 2016 года в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией ежемесячная денежная выплата назначена на 319 тыс. третьих или последующих детей, что составляет 75,7% от численности рождённых за время реализации настоящего Указа третьих и последующих детей (421,5 тыс. детей).
По данным Минтруда России, в 2013–2015 годах в субъектах Российской Федерации, которым предоставляются соответствующие субсидии (в 2013 году – 50 регионов, в 2014 году – 51 регион, в 2015 году – 53 региона), родилось 420,4 тыс. третьих и последующих детей (в том числе в 2015 году – 154,7 тыс. детей).
На финансирование выплаты в этих регионах направлено 44,83 млрд рублей, из них 25,87 млрд рублей – средства федерального бюджета (в том числе в 2013 году – 3 млрд рублей, в 2014 году – 8,47 млрд рублей, в 2015 году – 14,4 млрд рублей) и 18,96 млрд рублей – средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2016 года нуждающиеся семьи в этих регионах получают выплату на 319 тыс. детей, её средний размер – свыше 9 тыс. рублей (в 2013 году – 6,98 тыс. рублей, в 2014 году – 7,83 тыс. рублей). Минимальный размер выплаты в Оренбургской области (5,4 тыс. рублей), максимальный – в Камчатском крае (19,51 тыс. рублей). В 2016 году из федерального бюджета на эти цели направлено 15,7 млрд рублей, которые распределены бюджетам 53 регионов. С 2013 года в субъектах Российской Федерации реализуются комплексы мер (планов мероприятий, программ) по созданию условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
Мероприятия, предусмотренные комплексами мер, направлены на:
обеспечение доступности дошкольных образовательных учреждений, детских оздоровительных учреждений, иных организаций, предоставляющих услуги в области досуга и развития несовершеннолетних детей;
информирование о содержании мероприятий и ходе их реализации;
применение гибких форм занятости и дистанционной занятости;
содействие трудоустройству женщин, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в том числе содействие самозанятости;
организацию профессиональной ориентации и профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет;
создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью.
Реализация мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет способствует созданию адаптационных условий для возвращения указанной категории женщин к трудовой деятельности, а также повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
Ежегодно в субъектах Российской Федерации реализуется более 500 программ переобучения и 300 программ повышения квалификации для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.
Реализация в 2013–2015 годах комплексов мер позволила:
сохранить в 2015 году на уровне 2013 года занятость женщин в возрасте 20–49 лет, имеющих детей до 18 лет (76% от общей численности женщин данного возраста), что в 2015 году превысило аналогичный показатель для всего населения на 10 процентных пунктов;
снизить в 2015 году по сравнению с 2013 годом уровень безработицы среди указанной категории женщин до 4,7% от численности экономически активного населения (в 2013 году – 4,9%, в 2014 году – 4,6%), что на 0,6 процентного пункта ниже аналогичного показателя для всего населения;
повысить уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет до 99,2% (в 2013 году – 91,4%, в 2014 году – 93%);
создать в дошкольных образовательных организациях более 1135 тыс. мест, в том числе в 2013 году – более 401,6 тыс. мест, в 2014 году – более 386,1 тыс. мест, в 2015 году – 347,4 тыс. мест. Это позволило более 500 тыс. женщин, имеющих детей в возрасте до трёх лет, выйти на работу;
увеличить численность женщин, зарегистрированных в качестве безработных и получивших государственную услугу по содействию самозанятости, до 42,1 тыс. человек (в 2013 году – 38,2 тыс. человек);
пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование 47 тыс. женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, в том числе в 2013 году – 13,1 тыс. человек, в 2014 году – 16,1 тыс. человек, в 2015 году – 17,8 тыс. человек. Для этих целей из бюджетов субъектов Российской Федерации выделены средства в размере 449,2 млн рублей.
В целях совершенствования миграционной политики Правительством Российской Федерации утверждён План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах (второй этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 октября 2015 года №2122-р).
Подготовлены изменения в законодательство, направленные на совершенствование института вида на жительство и введение балльной системы отбора иностранных граждан, желающих получить разрешение на постоянное проживание.
В целях содействия образовательной (учебной) миграции МИД России, Минобрнауки России, Россотрудничеством утверждён План приёма иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в образовательные организации в рамках квоты, установленной Правительством Российской Федерации, на 2015–2016 учебный год. В 2015 году в 1612 российских вузах по образовательным программам высшего и специального профессионального образования обучалось более 241 тыс. иностранных студентов, что на 7% больше, чем в 2014 году.
Федеральным законом от 23 июня 2014 года №157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации”» предусмотрен упрощённый порядок приёма в гражданство Российской Федерации иностранных граждан – выпускников российских образовательных организаций профессионального образования.
Иностранным гражданам, обучающимся в Российской Федерации, предоставлена возможность продления срока временного пребывания в Российской Федерации в случае их перевода с одной образовательной программы на другую или в случае их перевода в другую образовательную организацию для продолжения обучения.
В части реализации программ социальной адаптации и интеграции мигрантов иностранным гражданам, подтвердившим владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации, в 2015 году оформлено 1,4 млн патентов, 113,9 тыс. разрешений на работу, 104,8 тыс. разрешений на временное проживание и 33,8 тыс. видов на жительство.
В целях создания инфраструктуры, обеспечивающей адаптацию и интеграцию мигрантов, а также для выработки эффективных механизмов адаптации трудящихся-мигрантов ФМС России реализуется пилотный проект «Центр социальной адаптации трудовых мигрантов» в городах Тамбове и Оренбурге. Данный проект предполагает изучение трудящимися мигрантами русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации.
В 2015 году через систему обучения прошли 576 иностранных граждан. Свидетельства об успешном окончании курсов в центре получил 391 иностранный гражданин. Всего через систему обучения прошли более 900 иностранных граждан, из которых более 600 получили свидетельства.
На территории Российской Федерации действуют 485 доступных для мигрантов курсов по изучению русского языка, из них 63 работают на безвозмездной основе.
На базе российских центров науки и культуры в Республике Армения, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Молдова и Республике Таджикистан научно-методическое объединение «Российский тестовый консорциум» реализует пилотный проект по обучению русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации потенциальных трудовых мигрантов, в рамках которого в 2015 году прошли обучение 630 человек.
Осуществляется взаимодействие с национальными объединениями, в 2015 году проведено 5,2 тыс. мероприятий с представителями национальных, религиозных и общественных организаций по вопросам интеграции мигрантов. За два месяца 2016 года проведено 606 таких мероприятий.
В 2015 году в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на территорию Российской Федерации прибыло и поставлено на учёт в территориальных органах ФМС России более 183 тыс. участников государственной программы и членов их семей (в 2014 году – 106 тыс. человек, в 2013 году – более 34,5 тыс. человек), из которых 60,2% составили граждане Украины. Расходы федерального бюджета на эти цели в 2015 году составили 2,8 млрд рублей, в 2016 году предусмотрено 2,4 млрд рублей.