По состоянию на 7 мая 2016 года.
В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг (далее – МФЦ), внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (Федеральный закон от 28 июля 2012 года №133-ФЗ), принят Федеральный закон от 21 декабря 2013 года №359-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”», которым установлены дополнительные правила по совершенствованию деятельности МФЦ. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года №249-ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» распределяется доход, полученный от уплаты государственной пошлины за оказание государственных услуг в МФЦ, между бюджетами субъектов Российской Федерации и федеральным бюджетом, что позволяет компенсировать расходы субъектов Российской Федерации, связанные с предоставлением государственных услуг федеральных органов исполнительной власти на базе МФЦ.
С 1 ноября 2014 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2014 года №496 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года №797», расширяющее перечень государственных и муниципальных услуг, предоставление которых организуется по принципу одного окна. По данным мониторинга развития сети МФЦ, по состоянию на 4 апреля 2016 года на территории Российской Федерации было создано 2743 МФЦ (более 31 тыс. окон), 9804 территориально обособленных структурных подразделений (свыше 11 тыс. окон), 431 офис на базе привлекаемых организаций (более 500 окон).
Показатель доступности населению услуг, предоставляемых по принципу одного окна, рассчитанный на основе методики, утверждённой протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 октября 2012 года №135, по состоянию на 4 апреля 2016 года составил 95,5% от общей численности населения Российской Федерации.
Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации в ноябре 2015 года проведено социологическое исследование, которое показало, что среднее время ожидания граждан в очереди для получения государственных (муниципальных) услуг составило 35,72 минуты (23,64 минуты по итогам телефонного опроса) против 42 минут в 2014 году, в 2013 году – 52 минуты, в 2012 году – 55 минут. 38,4% граждан (72% по итогам телефонного опроса) сообщили, что находились в очереди менее 15 минут.
Как показывают результаты исследования, время ожидания в очереди в МФЦ меньше, чем в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и оценено респондентами в 26,1 минуты. Показатель времени ожидания граждан в очереди не более 15 минут решением Правительства Российской Федерации включён в административные регламенты предоставления наиболее массовых и социально значимых государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти. Значительное снижение показателя ожидания в очереди в 2016 году предполагается за счёт перевода наиболее востребованных государственных услуг в МФЦ и совершенствования механизмов предоставления услуг в электронном виде.
Для софинансирования расходов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на создание сети МФЦ Правительством Российской Федерации выделены в 2014–2015 годах ассигнования в размере 5,7 млрд рублей.
Уровень удовлетворённости граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в 2015 году составил 83,8% при плановом значении 70%.
При плановом значении показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, 40% в 2015 году, по данным Росстата, его значение составило 39,6%.
В 2015 году количество граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составило 20,2 млн человек, что на 76% больше, чем в 2014 году.
Через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал) и мобильное приложение за 2015 год было подано 51 млн заявок на оказание государственных и муниципальных услуг. При этом общее число услуг, оказанных гражданам через электронные сервисы взаимодействия (Единый портал, порталы услуг субъектов Российской Федерации, официальные сайты ведомств), составило более 100 млн за год.
Самыми востребованными услугами в 2015 году стали проверка штрафов ГИБДД (19,5 млн), налоговой задолженности (7,2 млн), наличия исполнительных производств (5,6 млн), а также информирование о состоянии лицевых счетов в системе пенсионного страхования (3,8 млн) и оформление загранпаспорта (700 тыс.).
Кроме того, в 2015 году на Едином портале была реализована возможность получения таких популярных услуг, как приём налоговой декларации, запись к врачу, запись в детские сады.
Для пользователей смартфонов трёх наиболее популярных платформ (iOS, Android и Windows Mobile) существенно улучшено мобильное приложение «Госуслуги», позволяющее гражданам использовать целый ряд ключевых сервисов электронного правительства прямо со своего мобильного телефона или планшета. Мобильным приложением активно пользуется более 400 тыс. граждан, в нём реализована возможность регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации, а также возможность получения наиболее востребованных государственных услуг. За 2015 год через мобильное приложение было подано 170 тыс. заявлений на получение государственных услуг.
На текущий момент на Едином портале реализована возможность получения 333 федеральных государственных услуг из 610 предоставляемых федеральными органами исполнительной власти. В 77 субъектах Российской Федерации организовано предоставление в МФЦ всех обязательных государственных услуг.
Доля МФЦ, в которых организовано, помимо региональных и муниципальных услуг, оказание соответствующих обязательных федеральных услуг, составляет по государственным услугам Росреестра 91,4%, МВД России – 90,5%, ФМС России – 89,4%, ФНС России – 89,4%, ФССП России – 89,3%, Пенсионного фонда Российской Федерации – 88,%, Роспотребнадзора – 87,4%, Росимущества – 87%.
С целью повышения качества предоставления государственных услуг реализован пилотный проект по интеграции ведомственных порталов, региональных порталов и информационных систем многофункциональных центров с личным кабинетом гражданина на Едином портале. Единый личный кабинет позволяет отслеживать статус заявлений, историю обращений, сведений о заявителе, хранить результаты и иные документы взаимодействия заявителя с органами исполнительной власти на любом из официальных ведомственных порталов, региональных и муниципальных порталов, а также получать данные из информационной системы МФЦ. На данный момент 62 информационные системы 10 субъектов Российской Федерации подключены к единому личному кабинету. Ещё 17 субъектов Российской Федерации запланировали подключение в 2016 году.
Для удобства граждан и экономии бюджетных средств на доставку заказных писем по штрафам ГИБДД и от ФССП России совместно с ФГУП «Почта России» был реализован сервис доставки электронных заказных писем через Единый портал. Сервис электронных заказных писем активировали более 35 тыс. граждан, из которых через Единый портал – около 20 тыс., через сайт ФГУП «Почта России» (zakaznoe.pochta.ru) – около 15 тыс. человек.
На текущий момент на Едином портале функционирует электронная оплата посредством банковских карт и электронных денег налоговых задолженностей, долгов по исполнительным производствам, штрафов за нарушение правил дорожного движения, госпошлин за получение паспортов и отдельных услуг ЖКХ. Сумма электронных платежей за 2015 год увеличилась в 3,5 раза по сравнению с 2014 годом и составила около 2,9 млрд рублей.
Завершена работа по обеспечению возможности для граждан использовать один логин и пароль для доступа к любому порталу государственных и муниципальных услуг. Для этого была проведена интеграция официальных сайтов и порталов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, используемых в процессе предоставления услуг, с единой системой идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА). В настоящее время с ЕСИА интегрировано 265 информационных систем официальных сайтов и порталов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Число пользователей, зарегистрированных в ЕСИА, превысило 26 млн человек.
В 2015 году реализован комплекс мероприятий по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия. На текущий момент к системе подключено более 12 тыс. участников, из которых 87 участников федерального уровня, более 1,5 тыс. – региональных органов власти, 9,5 тыс. органов местного самоуправления и более 900 кредитных организаций.
Среднее число обращений представителей бизнес-сообщества в орган государственной власти для получения одной услуги составило два раза, что соответствует плановому значению.
Во исполнение Указа Правительством Российской Федерации приняты меры по совершенствованию системы государственного управления, в том числе по открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти и предоставлению государственных и муниципальных услуг населению по принципу одного окна.
Утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года №93-р) и правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года №851), согласно которым срок общественного обсуждения не может составлять менее 15 дней, а для некоторых категорий нормативных правовых актов срок общественного обсуждения не может составлять менее 60 дней.
Принят Федеральный закон от 7 июня 2013 года №113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».
Приняты все необходимые изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на развитие на региональном уровне оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов. Федеральным законом от 30 декабря 2015 года №447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» предусмотрено обязательное проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, а также городских округов и муниципальных районов, включённых субъектами Российской Федерации в соответствующие перечни.
Минэкономразвития России на постоянной основе осуществляется мониторинг и контроль функционирования института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов на региональном и муниципальном уровнях, согласно которому во всех субъектах Российской Федерации закреплено обязательное проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определены уполномоченные органы в соответствующих сферах, обеспечено проведение всех необходимых процедур на систематической основе.
В соответствии с Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», утверждёнными Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года №183, было рассмотрено семь общественных инициатив, получивших в ходе голосования необходимую поддержку, в том числе «Мой дом – моя крепость!», «Организовать зеленый щит Москвы и Подмосковья», «Внести изменения в Трудовой кодекс» и другие.
Усилен контроль за соблюдением государственными служащими антикоррупционных ограничений и запретов, контроль за их доходами и расходами. Приняты Федеральный закон от 2 июля 2013 года №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 2 июля 2013 года №179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”», которые устанавливают обязанность судей публиковать сведения обо всех внепроцессуальных обращениях по делам, находящимся в их производстве, а также дополнительно регулируют порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Предусмотрено поэтапное оборудование судов средствами аудио- и видеозаписи.
Правительством Российской Федерации проведена работа по совершенствованию системы размещения судебных решений с использованием сети Интернет и обеспечению доступа к этим решениям. Приняты федеральные законы от 8 марта 2015 года №21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации», №22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», №23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» и Федерального конституционного закона №1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” и Федеральный конституционный закон “О военных судах Российской Федерации” в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года №1284 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года №197 и от 23 сентября 2015 года №1012) утверждены Правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учётом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей; перечень государственных услуг, в отношении которых проводится оценка гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений). Создана возможность оценки гражданами 24 федеральных государственных услуг, предоставляемых МВД России, Росреестром, ФНС России и Пенсионным фондом Российской Федерации. Кроме того, система оценки распространена на федеральные государственные услуги, оказываемые МВД России, Росреестром, ФНС России, ФССП России, Роспотребнадзором, Росимуществом, Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации в МФЦ. За весь период действия системы оценки произведена оценка более 4 млн фактов оказания федеральных государственных услуг, по 94,3% которых оценка положительная.
Оценка эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применение результатов указанной оценки осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года №1317 и от 12 октября 2015 года №1096. По результатам опросов населения, проведённых в субъектах Российской Федерации в 2015 году, среднероссийский уровень удовлетворённости граждан жилищно-коммунальными услугами составил 68,1%, организацией транспортного обслуживания – 57,8%, качеством автомобильных дорог – 42,3%.
Внесены изменения в нормативные правовые акты, направленные на совершенствование процедуры формирования общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Федеральным законом от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» введён новый порядок формирования общественных советов, предусматривающий организацию Общественной палатой Российской Федерации конкурса по отбору кандидатур в состав общественных советов.
В целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с порядком образования и деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесён проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с порядком образования и деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти».
В части обеспечения возможности паритетного участия представителей общественных советов, образованных при государственных органах, в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий был разработан и принят Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №295-ФЗ «О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”». В соответствии с данным Федеральным законом представители общественных советов, образованных при государственных органах, могут включаться в составы аттестационных и конкурсных комиссий наряду с независимыми экспертами, являющимися специалистами в сфере гражданской службы.
В связи с принятием данного Федерального закона издан Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года №208 «О внесении изменений в Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №110, и в Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №112». В частности, были внесены изменения в указанные Положения, предусматривающие возможность включения в составы аттестационной и конкурсной комиссий государственного органа представителей общественного совета при государственном органе.
Также Указом предусматривается включение положений, в соответствии с которыми не допускается проведение заседаний аттестационной и конкурсной комиссий государственного органа без участия независимых экспертов и представителей общественного совета при государственном органе, общее количество которых должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов указанных комиссий.
В целях обеспечения эффективного функционирования системы привлечения, отбора, профессионального развития и движения кадров на государственной гражданской службе Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет создана федеральная государственная информационная система «Федеральный портал управленческих кадров».
В целях формирования единой базы вакансий принят Федеральный закон от 21 декабря 2013 года №366-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона “Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации” и статью 13 Федерального закона “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”».
В соответствии с указанным Федеральным законом в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на официальном сайте государственной информационной системы в области государственной службы в сети Интернет с 1 января 2014 года размещается:
- информация о кадровом обеспечении аппаратов судов (сведения о вакантных должностях государственной службы в аппарате суда и номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантных должностей государственной службы в аппарате суда);
- информация о кадровом обеспечении государственного органа (сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, и номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1293 «О федеральной государственной информационной системе “Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров” и о создании на её базе пилотной версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» государственной информационной системой в области государственной службы, на официальном сайте которой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет размещается информация о кадровом обеспечении аппаратов судов и государственных органов, определена федеральная государственная информационная система «Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров» (далее – портал).
В рамках реализации Федерального закона от 4 ноября 2014 года №331-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 года №602 «О некоторых мерах по совершенствованию информатизации в сфере кадрового обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления» на портале с 1 июля 2015 года размещается информация о кадровом обеспечении органов местного самоуправления (сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, и номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления).
За период с 1 июля 2015 года по 1 апреля 2016 года на портале было зарегистрировано более 5100 муниципальных образований, что составляет около 23% от общего числа муниципальных образований Российской Федерации. Таким образом, создание единой базы вакансий гражданской и муниципальной службы в сети Интернет способствует повышению объективности и прозрачности механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение вакантных должностей гражданской и муниципальной службы. Портал эксплуатируется в круглосуточном режиме. По состоянию на 1 апреля 2016 года доступом к закрытой части портала обеспечены более 15 тыс. сотрудников кадровых подразделений государственных органов федерального и регионального уровней власти. Всего в базе портала с 2009 года размещены сведения о 171 183 вакансиях государственных органов и органов местного самоуправления, при этом 41 279 вакансий размещены в 2015 году. В настоящий момент на портале размещены 3365 актуальных для приёма документов вакансий (1896 вакансий федерального уровня, 975 вакансий регионального уровня и 494 вакансии муниципального уровня).
В соответствии с представленной Минтрудом России информацией, на вакантные должности из базы портала (с 2009 года) назначено 4639 человек: 2543 человека назначены в федеральных органах исполнительной власти, 2004 – в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и 92 – в государственных корпорациях и организациях. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года №1293 в 2014 году была проведена апробация пилотной версии единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации на базе инфраструктуры портала (далее – информационная система) в шести федеральных государственных органах (Минтруд России, Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Минтранс России, Россотрудничество, ФНС России) и в трёх органах государственной власти субъектов Российской Федерации (Калужская, Саратовская и Тульская области).
Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 2014 года №509-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации”» расширены возможности использования испытательного срока как механизма кадровой работы, позволяющего осуществлять дополнительную оценку уровня соответствия должности в отношении граждан, впервые принятых на гражданскую службу, что в свою очередь будет способствовать формированию эффективного и высокопрофессионального кадрового состава гражданской службы.
В целях обеспечения реализации Федерального закона от 6 декабря 2011 года №395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года №1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наём (поднаём) жилого помещения» утверждены Правила обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и возмещения указанным гражданским служащим расходов на наём (поднаём) жилого помещения.
В целях формирования системного подхода к решению вопроса об исчислении стажа муниципальной службы был разработан и принят Федеральный закон от 29 декабря 2015 года №395-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и в статьи 9 и 25 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации”».
В рамках совершенствования системы госгарантий на государственной гражданской службе был разработан и принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 года №418-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”», предусматривающий установление минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, в размере не менее 28 календарных дней.
В целях повышения эффективности государственной гражданской службы и обеспечения исполнения расходных обязательств Российской Федерации по оплате труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов в условиях сокращения общего объёма бюджетных ассигнований федерального бюджета на оплату их труда были приняты Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №682 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2015 года №1353 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданкой службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в соответствии с которыми численность федеральных государственных гражданских служащих сокращена в 2016 году на 10%.
В целях совершенствования системы материальной мотивации государственных гражданских служащих, повышения уровня оплаты их труда, совершенствования квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы разработаны и внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и в статьи 5 и 9 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации”», «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан».
Правительственной комиссией утверждён план мероприятий «Открытые данные Российской Федерации».
Реализуются меры, направленные на повышение бюджетной обеспеченности муниципальных образований и предусматривающие зачисление переданных в 2013–2014 годах в рамках поэтапного повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований отдельных налоговых и неналоговых доходов, поступавших ранее в федеральный и региональные бюджеты.
В целях решения задач по стимулированию наращивания доходной базы местных бюджетов и повышению бюджетной обеспеченности муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2012 года №94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2013 года в доходы местных бюджетов зачисляются 100% доходов от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, и 100% доходов от единого сельскохозяйственного налога.
Объём поступлений от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в 2015 году составил 3,4 млрд рублей (превышение к 2014 году на 47,8%, или на 1,1 млрд рублей).
По данным об исполнении местных бюджетов за 2015 год, объём поступлений в местные бюджеты от единого сельскохозяйственного налога составил 7,4 млрд рублей (превышение к 2014 году на 57,4%, или на 2,7 млрд рублей), в том числе за счёт зачисления переданных в 2013 году от регионов 30% от указанного налога – 2,2 млрд рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №244-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в доходы местных бюджетов с 2013 года зачисляются суммы денежных взысканий (штрафов), установленных законами субъектов Российской Федерации за несоблюдение муниципальных правовых актов (не только связанных с нарушениями в сфере благоустройства территорий), по нормативу 100%. Объём указанных поступлений в 2015 году составил 0,5 млрд рублей, что превышает аналогичный показатель за 2014 год. В результате принятых мер объём дополнительных поступлений в местные бюджеты за 2015 год (без учёта поступлений от земельного налога) составил 49,5 млрд рублей, или 3,9%, в объёме налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов. Вступившие в силу с 2015 года изменения бюджетного законодательства Российской Федерации в части совершенствования подходов к межбюджетному регулированию и организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях создали условия для обеспечения сбалансированного исполнения местных бюджетов всех видов муниципальных образований. Реализация мер в части повышения бюджетной обеспеченности муниципальных образований не потребовала финансового обеспечения за счёт средств федерального бюджета.
В доходы местных бюджетов с 2014 года зачисляются поступления от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимых на территории Российской Федерации, исходя из необходимости зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанных акцизов. За отчётный 2015 год объём таких поступлений в местные бюджеты составил 27,8 млрд рублей (превышение к 2014 году на 12,6%, или на 3,1 млрд рублей).
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2012 года №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 2013 года объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
По состоянию на 1 января 2016 года объём поступлений в доходы местных бюджетов по земельному налогу составил 163,8 млрд рублей (превышение к 2014 году на 5,5%, или на 8,5 млрд рублей).
В доходы местных бюджетов зачислялись поступления от распоряжения земельными участками на территориях городских округов, государственная собственность на которые не разграничена, в сумме 77,8 млрд рублей за 2015 год, в том числе за счёт зачисления переданных в 2014 году от регионов 20% от указанных доходов – 15,6 млрд рублей.
В настоящее время Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации с участием Верховного Суда Российской Федерации ведётся работа по подготовке единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, объединяющего гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административное законодательство.