По состоянию на 7 мая 2016 года.
В целях реализации государственной политики в области образования и науки принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Для увеличения к 2018 году объёмов финансирования государственных научных фондов до 25 млрд рублей Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» предусмотрены ассигнования на финансовое обеспечение Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда в размере 12,8 млрд рублей. Всего в соответствии с указанным Федеральным законом расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения составят в 2016 году 315 млрд рублей.
В части увеличения внутренних затрат на научные исследования и разработки до 1,77% валового внутреннего продукта, по данным Росстата, указанная доля в 2014 году выросла по сравнению с 2013 годом с 1,06% (749,8 млрд рублей) до 1,09% от валового внутреннего продукта (847,5 млрд рублей). При этом доля образовательных организаций высшего образования в таких затратах в 2014 году составила 9,8%. По итогам 2015 года (по предварительным расчётам) значение внутренних затрат на научные исследования и разработки в процентах валового внутреннего продукта останется на уровне 2014 года.
Правительством Российской Федерации реализуется ряд дополнительных мер по достижению целевого значения показателя в среднесрочной перспективе.
С целью включения в государственные программы показателя, обеспечивающего увеличение доли внутренних затрат на научные исследования и разработки до 1,77% валового внутреннего продукта, Минобрнауки России распоряжением от 22 октября 2015 года №Р-180 утверждена методика расчёта и планирования внутренних затрат на исследования и разработки в рамках реализации государственных программ Российской Федерации, предусматривающих проведение научных исследований и разработок. Методика рекомендована к использованию ответственными исполнителями государственных программ для расчёта доли внутренних затрат на научные исследования и разработки, которую необходимо привлечь за счёт внебюджетных источников.
В настоящее время подготовлены методические указания по разработке и корректировке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий, которые включают в себя в числе основных задач реализацию программ инновационного развития, увеличение собственных вложений компаний в исследования и разработки, а также применение современных механизмов инвестирования в инновационной сфере.
Удалось преодолеть спад публикационной активности. Доля публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных Web of Science, в 2013–2014 годах составила 2,1–2,11 %. Значение показателя по итогам 2015 года (по предварительным данным) составило 2,31%. В абсолютных показателях количество публикаций российских исследователей демонстрирует стабильный рост. В 2013 году число публикаций составляло 29 019 единиц, в 2014 году – 30 097 единиц, в 2015 году – 33 628 единиц.
С целью повышения публикационной активности российских исследователей и увеличения доли публикаций российских авторов в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44%, Правительством Российской Федерации реализуются следующие меры.
Показатель публикационной активности используется в ходе мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения. Показатель включён в состав обязательных предоставляемых сведений в «Мониторинге по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2014 год».
В государственной программе Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы определена ответственность каждого основного участника программы за достижение установленного общего значения показателя.
В ряде образовательных организаций высшего образования, в том числе Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургском государственном университете, федеральных университетах, национальных исследовательских университетах, развиваются механизмы аттестации и материального стимулирования сотрудников по результатам их публикационной активности, в том числе по данным Web of Science.
В 2015 году создана Ассоциация научных редакторов и издателей, ключевыми задачами которой стали подготовка справочных пособий, словарей, методических рекомендаций и других материалов, а также разработка программ развития редакционно-издательской сферы в Российской Федерации. Проведение ассоциацией на регулярной основе конференций, семинаров, форумов и других мероприятий будет способствовать повышению квалификации и обмену опытом в области научного редактирования.
Требование по наличию публикаций в Web of Science включено в: состав сведений о конкурсной и отчётной документации, представляемой в рамках реализации государственных заданий подведомственными научными учреждениями и образовательными организациями высшего образования; федеральную целевую программу «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2014–2020 годы»; проекты Российского научного фонда. Принято постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года №220 «О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные Федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации».
За счёт средств, выделяемых на реализацию указанной федеральной целевой программы, реализуется проект, предусматривающий предоставление организациям национальной подписки на международные индексы научного цитирования Web of Science и Scopus, а также проект по подписке организаций на ряд полнотекстовых коллекций научной периодики. В настоящее время Минобрнауки России обеспечило централизованную подписку на информационные ресурсы 16 ведущих коллекций мировых информационно-аналитических баз данных, электронных книг и научных журналов на 2016 год и среднесрочную перспективу.
Планируется, что подписку на ряд информационных ресурсов обеспечит Российский фонд фундаментальных исследований.
Кроме того, Минобрнауки России в рамках федеральной целевой программы реализует также поддержку российских научных журналов.
В рамках реализации мероприятий по переходу к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего образования принято постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года №467 «О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования». Минобрнауки России утверждена методика определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки (приказ от 2 августа 2013 года №638). Федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителей федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, проведена работа по приведению нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества подведомственных им организаций, в соответствие с указанной методикой.
Минобрнауки России ежегодно утверждаются перечень и состав стоимостных групп специальностей и направлений подготовки по государственным услугам по реализации образовательных программ высшего образования и подготовке научных кадров в докторантуре; итоговые значения и величина составляющих базовых нормативов затрат по государственным услугам по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки; отраслевые и территориальные корректирующие коэффициенты.
Кроме того, реализуется план мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определённым по специальностям и направлениям подготовки. В его рамках принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года №234 «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования».
Утверждён План мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающий повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2012 года №2006-р).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года №211 «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров» образован Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Утверждены правила распределения и предоставления субсидий на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров в рамках подпрограммы «Развитие профессионального образования» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы.
Проведён открытый конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации, по результатам которого отобраны 15 вузов-победителей, им выделены субсидии на реализацию программ повышения конкурентоспособности (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года №1500-р). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 года №1053-р сокращено до 14 количество университетов, которым оказывается государственная поддержка.
Из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по повышению международной конкурентоспособности ведущих российских университетов планируется выделить 11,25 млрд рублей в 2016 году, по 14,5 млрд рублей в 2017–2020 годах.
В 2015 году Минобрнауки России проведён второй конкурс на предоставление государственной поддержки ведущим университетам Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Победителями конкурсного отбора стали Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Российский университет дружбы народов, Сибирский федеральный университет, Тюменский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет).
В общем рейтинге QS WORLD UNIVERSITY RANKINGS за 2015/2016 год (916 университетов) среди университетов, получающих государственную поддержку, улучшили свои позиции: МГУ им. М.В.Ломоносова (поднялся с 114-го на 108-е место), Новосибирский госуниверситет – 317-е место (годом ранее – 328-е), Санкт-Петербургский государственный политехнический университет – 471–480-е места (годом ранее – 481–490-е), Национальный исследовательский Томский политехнический университет – 481–490-е места (годом ранее – 501–550-е).
В общем рейтинге THE TIMES HIGHER EDUCATION WORLD UNIVERSITY RANKINGS за 2015–2016 год (800 университетов) улучшил свои позиции МГУ им. М.В.Ломоносова (161-е место, годом ранее – 196-е). Впервые вошли в рейтинг Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (201–250-е места), Национальный исследовательский Томский политехнический университет (251–300-е места), К(П)ФУ (301–350-е места).
Впервые ряд вузов, получающих государственную поддержку на повышение их конкурентоспособности, вошли в первую сотню предметных рейтингов QS (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Новосибирский государственный университет, МГУ им. М.В.Ломоносова, СПбГУ), а также предметных рейтингов THE TIMES (Новосибирский национальный исследовательский университет, МИФИ, МГУ им. М.В.Ломоносова). В области физических наук за 2015–2016 год МИФИ поднялся с 95-го на 36-е место.
Реализуется программа повышения эффективности деятельности государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проводится мониторинг деятельности государственных образовательных организаций высшего образования, по итогам которого некоторые образовательные организации реорганизованы либо их деятельность оптимизируется в рамках специально разработанных программ.
В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации внесён проект федерального закона №1036103-6 «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”», направленный на совершенствование порядка стипендиального обеспечения студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. Законопроектом предусматривается возможность оказания материальной поддержки всем нуждающимся обучающимся, в том числе аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажёрам и слушателям (в действующей редакции закона – только нуждающиеся студенты).
Повышены стипендии до уровня не менее 6307 рублей нуждающимся студентам первого и второго курсов очной формы обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста, имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично» (постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2012 года №679).
Утверждена Концепция развития математического образования в Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года №2506-р).
Определены основные направления и утверждён план по реализации указанной концепции. В федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования внесены изменения в части детализации требований к предметным результатам освоения программы учебного предмета «Математика».
Во всех субъектах Российской Федерации приняты региональные планы по реализации концепции, в которых предусмотрены мероприятия по работе с детьми, имеющими высокую мотивацию и проявляющими выдающиеся математические способности.
Федеральным институтом развития образования проводится мониторинг реализации концепции в субъектах Российской Федерации.
Средства на реализацию концепции предусмотрены в рамках субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы, распределение которой утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года №16-р.
В целях актуализации комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи (от 26 мая 2012 года №2405п-П8), утверждён комплекс мер на 2015–2020 годы (от 27 мая 2015 года №3274п-П8). Актуализированный комплекс мер одобрен Национальным координационным советом по поддержке молодых талантов России (протокол №7 от 16 марта 2015 года).
Указанный комплекс мер направлен на продолжение работы по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, начатой в 2012 году. Вместе с тем актуализированным комплексом мер предусмотрено расширение мероприятий по развитию кадрового потенциала и конкурсной поддержки организаций, педагогических работников, а также одарённых детей и талантливой молодёжи. Предусмотрено создание региональных центров по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью.
В целях обеспечения правовой основы функционирования системы выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №1239 утверждены Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.
Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 года №607 «О мерах государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности» учреждены 5 тыс. грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности к техническому и гуманитарному творчеству, изобретательству и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счёт бюджетных ассигнований, в размере 20 тыс. рублей ежемесячно в течение установленного срока обучения. Правительством Российской Федерации утверждено положение о предоставлении и выплате указанных грантов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей. В результате выполнения мероприятий по её реализации планируется достичь к 2020 году установленного значения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательным программами (не менее 75%). По оценке Минобрнауки России, в 2014 году он составил 64%.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 года №729-р утверждён план мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей на 2015–2020 годы. Планом предусмотрена система мер по совершенствованию финансово-экономических механизмов развития системы дополнительного образования, включая внесение изменений в законодательство Российской Федерации.
В рамках реализации плана внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, в том числе введён новый подраздел «Дополнительное образование детей». Введение указанного подраздела позволит начиная с 2017 года обеспечить объективную оценку планирования субъектами Российской Федерации средств непосредственно на предоставление услуг дополнительного образования.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 марта 2016 года принят в первом чтении проект федерального закона №984375-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” в части организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей», внесённый Правительством Российской Федерации. Законопроект разработан в целях обеспечения равных условий доступа к финансированию за счёт бюджетных ассигнований организаций разных форм собственности.
Для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, оценке уровня квалификации педагогов приказом Минтруда России утверждён профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №662 определён перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу, в том числе сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых, что позволит упорядочить работу с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по предоставлению информации. Утверждены показатели мониторинга системы образования и методика их расчёта.
В целях решения задачи достижения к 2016 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в рамках мероприятий по модернизации системы дошкольного образования начиная с 2013 года выделялись субсидии из федерального бюджета в размере 130 млрд рублей, в том числе по 50 млрд рублей в 2013–2014 годах и 30 млрд рублей – в 2015 году. Объём средств региональных бюджетов, направленных на указанные цели, составил 82,2 млрд рублей.
По результатам мониторинга Минобрнауки России, по состоянию на 1 апреля 2016 года уровень доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 98,77%. В 65 субъектах Российской Федерации показатель доступности – около 100%, в 8 субъектах Российской Федерации показатель доступности дошкольного образования для детей указанной возрастной категории составляет более 99%, в 6 субъектах Российской Федерации – от 95 до 99%, в 6 субъектах Российской Федерации – менее 95%.
В ходе реализации региональных поэтапных программ («дорожных карт») по ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные организации в 2013–2015 создано более 1,135 млн мест.
Обеспечение доступности дошкольного образования осуществляется в том числе за счёт поддержки негосударственного сектора. В частном секторе в сфере дошкольного образования в 2013–2015 годах создано более 45,7 тыс. мест, из них в 2013 году создано более 14,1 тыс. мест, в 2014 году – более 17,7 тыс. мест, в 2015 году – более 13,9 тыс. мест.
С 1 апреля 2014 года на всей территории страны заработала электронная система по учёту детей, нуждающихся в предоставлении места в детском саду.
Утверждены Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 года №2125-р) и план мероприятий («дорожная карта») по её созданию (распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 года №236-р).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 28 мая 2015 года №Пр-1067 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации внесён проект федерального закона, предусматривающий создание государственной системы «Единая федеральная межведомственная система учёта контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам». Указанная система обеспечит персонифицированный учёт обучающихся, а также детей, подлежащих обучению.
Продолжается работа по совершенствованию нормативного правового регулирования, предусматривающая расширение форм оказания образовательных услуг в сфере дошкольного образования и содействие привлечению в эту сферу частного бизнеса.
С 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными для государственных и муниципальных дошкольных организаций.
В новой редакции санитарных правил установлены облегчённые требования для групп малой наполняемости, организованных в жилых и приспособленных помещениях.
Утверждены федеральные государственные образовательные стандарты для начального, основного и среднего общего образования, а также для дошкольного образования.
Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1578 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года №413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования”» (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2016 года, регистрационный №41020) внесены изменения в части:
выделения учебных предметов «Русский язык» и «Литература» в отдельную предметную область (перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 июля 2015 года №Пр-1310);
создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в части введения специальных требований к результатам обучения (перечень поручений Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 года №Пр-1435);
изменения требований к структуре рабочей программы учебных предметов в целях сокращения объёма нагрузки на педагогических работников, повышения качества образования путём оптимизации деятельности педагогов и сокращения обязательной документации.
Реализуются комплексы мер, направленные на достижение целевого показателя доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку.
Целевой показатель, определяющий достижение установленного значения охвата населения в возрасте 25–65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, к общей численности занятого в экономике населения в возрасте 25–65 лет в 2015 году, по данным Росстата, составил 49,9%. Для проведения федеральных статистических наблюдений по различным аспектам непрерывного образования утверждён соответствующий статистический инструмент, в том числе по форме №l-ПК «Сведения об обучении в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». Федеральные статистические наблюдения проводятся регулярно начиная с 2015 года.
Продолжается работа по обеспечению доступности зданий профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
По результатам мониторинга в 2015 году 45 786 человек с ограниченными возможностями здоровья обучаются в 42 589 зданиях государственных профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования, среди которых 20 087 зданий являются местами предоставления образовательных услуг и местами для временного проживания обучающихся, из них 10 942 здания полностью или частично приспособлены для получения профессионального образования и временного проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 4064 здания (20,2% от общего количества зданий) полностью приспособлены для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Продолжается работа по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
Средняя величина соответствующего материального стимулирования для педагогических работников общеобразовательных организаций, работающих с детьми из социально неблагополучных семей, составляет 3080 рублей в месяц.
Свыше 82% опрошенных педагогических работников данной категории прошли повышение квалификации по вопросам работы с детьми из социально неблагополучных семей.
Около 54% опрошенных педагогических работников данной категории отметили, что в организациях, в которых они работают, применяются различные меры морального стимулирования и повышения их социального статуса.
В 2015 году в критерии конкурсного отбора лучших учителей на получение денежного поощрения, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года №1517 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поощрение лучших учителей в рамках подпрограммы “Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей” государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013–2020 годы», включён критерий «создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одарённые дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным (общественно опасным) поведением)» (приказ Минобрнауки России от 6 апреля 2015 года №362 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями»).
Данный критерий применяется конкурсными комиссиями в субъектах Российской Федерации с 2015 года.
Процедуру профессионально-общественной аккредитации в 2015 году прошли 633 образовательные программы высшего образования, а также 681 образовательная программа среднего профессионального образования в 33 субъектах Российской Федерации.
Минобрнауки России осуществляет мониторинг прохождения образовательными программами профессионально-общественной аккредитации. Результаты мониторинга представлены в открытом доступе по адресу http://accredpoa.ru и содержат реестры аккредитованных образовательных программ, аккредитующих и экспертных организаций, аттестованных экспертов в этой области.