По состоянию на 7 мая 2016 года.
Правительством принят пакет базовых документов, направленных на изменение ситуации с обеспечением граждан доступным и комфортным жильём, повышение качества жилищно-коммунальных услуг и ответственности управляющих компаний, а также привлечение в эту сферу частных инвестиций.
Реализуется государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №323.
Во исполнение Федерального закона от 20 апреля 2014 года №80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации» постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №403 утверждён исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, который в настоящее время с учётом внесённых изменений содержит 141 процедуру. Ведётся работа по оптимизации и сокращению количества процедур в целях снятия излишних административных барьеров. По данным Банка России, всего за 2015 год в Российской Федерации выдано 706 655 ипотечных кредитов на общую сумму 1 162 587 млн рублей.
В целях поддержки платёжеспособного спроса граждан на жильё, а также развития рынка ипотечного кредитования принято постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 года №220 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу “Агентство по ипотечному жилищному кредитованию” на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам)». Субсидии предоставляются кредитным организациям и АО «АИЖК» на возмещение недополученных доходов по кредитам (займам), выданным физическим лицам по ставке не выше 12% годовых на приобретение у юридического лица на первичном рынке жилого помещения по договорам купли-продажи, либо приобретение у юридического лица строящегося жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.
Доля ипотечных кредитов с государственной поддержкой составила 37,6% объёма ипотечных кредитов, выданных с начала действия программы, или 32,7% суммы общей выдачи за 2015 год. Реализация программы субсидирования позволила стабилизировать ситуацию на первичном рынке жилья и объёмы выдачи ипотечных жилищных кредитов. Установились достаточно привлекательные условия для приобретения жилья на первичном рынке жилья и получения жилищных (ипотечных) кредитов (займов). Учитывая высокую эффективность реализации указанных мер для сектора жилищного строительства, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 года №150 программа субсидирования продлена до 1 января 2017 года.
В 2015 году в Российской Федерации введено 37,1 млн кв. м жилья экономического класса, что на 21% больше, чем в 2014 году. В целях увеличения объёма ввода в эксплуатацию жилья экономического класса реализуется программа «Жильё для российской семьи» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года №404). По состоянию на 1 апреля 2016 года подписано 70 соглашений об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы объектами инженерно-технического обеспечения с общим объёмом ввода в эксплуатацию жилья экономического класса более 19,5 млн кв. м.
В 2015 году органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, предоставлено бесплатно 83 тыс. земельных участков, 5,3 тыс. таких семей предоставлены жилые помещения по договору социального найма. Кроме того, более 16 тыс. молодых семей и 270 молодых учёных улучшили жилищные условия в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050), 5,3 тыс. молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, улучшили жилищные условия в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года №598).
В настоящее время в субъектах Российской Федерации завершается работа по принятию актов субъектов Российской Федерации и правовых актов муниципальных образований во исполнение Федерального закона от 21 июля 2014 года №217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования». 62 субъекта Российской Федерации приняли региональные программы развития рынка арендного жилья, в том числе включили подпрограммы, задачи и мероприятия, направленные на формирование и развитие рынка арендного жилья, в государственные программы развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2016 года в целом по Российской Федерации введено более 995,9 тыс. кв. м арендного жилья, из них 131,1 тыс. кв. м – в 2015 году.
В целях улучшения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путём обеспечения конкуренции на рынке услуг:
- введено государственное регулирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами путём введения лицензирования такой деятельности с 1 мая 2015 года (приняты Федеральный закон от 21 июля 2014 года №255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»);
- создана система специализированного федерального контроля за соблюдением жилищного законодательства на территории Российской Федерации путём введения института главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2014 года №927 «О главном государственном жилищном инспекторе и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор»).
По итогам 2013 года доля заёмных средств в общем объёме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составила 10,2%, что превысило плановый показатель – 8,1%.
По итогам 2014 года в связи со сложившейся в указанный период экономической ситуацией отмечено снижение данного показателя. По данным Росстата, в 2014 году доля заёмных средств в общем объёме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод составила 7,4% (при плановом показателе 10,5%).
В связи с этим Правительством Российской Федерации в очередном докладе Президенту Российской Федерации об исполнении указанного поручения было предложено установить срок достижения показателей, предусмотренных подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600, до 2018 года включительно.
В целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ для решения задач модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Правительство Российской Федерации обеспечило формирование необходимой законодательной базы, основанной на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию.
Приняты:
Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №291-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения»;
Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №289-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления обязательств по принятию программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;
Федеральный закон от 7 мая 2013 года №103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий обязательные требования к собственникам, концессионерам, арендаторам объектов энергетики и коммунальной сферы в части объёмов и направлений инвестиций, плановых показателей надёжности, качества и энергоэффективности, а также сроков достижения плановых показателей;
Федеральный закон от 23 июля 2013 года №244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О приватизации государственного и муниципального имущества” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
Федеральный закон от 21 июля 2014 года №265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О концессионных соглашениях” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий возможность заключения концессионных соглашений по предложению потенциального инвестора;
постановление Правительства Российской Федерации от 18 марта 2013 года №231, которым внесены изменения в типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства;
постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года №502, которым утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов;
постановление Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №641, которым утверждены правила разработки, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяющие в том числе стадии подготовки таких программ, порядок их согласования с органами местного самоуправления и требования к их содержанию;
постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года №410, которым определён порядок согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2014 года №588 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406», предусматривающее введение расчётной предпринимательской прибыли гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения, которая остаётся в распоряжении гарантирующей организации и расходуется ею по своему усмотрению. Аналогичные изменения в сфере теплоснабжения в отношении всех регулируемых организаций предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 года №1055 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075»;
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года №1451, предусматривающее предоставление финансовой поддержки на реализацию инвестиционных проектов по созданию (реконструкции, модернизации) объектов коммунальной инфраструктуры за счёт государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Средства будут направлены на субсидирование процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым на строительство, реконструкцию (модернизацию) объектов коммунальной инфраструктуры, а также на софинансирование проектов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в населённых пунктах, численность населения в каждом из которых не превышает 250 тыс. человек;
постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2014 года №452, которым утверждены Правила определения плановых и расчёта фактических значений показателей надёжности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также определения достижения организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, указанных плановых значений. Перечни показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей утверждены приказом Минстроя России от 4 апреля 2014 года №162/пр. Одновременно в целях защиты потребителей коммунальных услуг и недопущения бесконтрольного роста тарифов разработаны механизмы регулирования совокупного платежа граждан за жилищно-коммунальные услуги.
Реализованы следующие основные мероприятия:
- введено долгосрочное регулирование совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги, обеспечивающее предсказуемость федеральных ограничений (распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года №718-р, от 1 ноября 2014 года №2222-р, от 28 октября 2015 года №2182-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на период с 1 июля 2014 года по 2018 год включительно);
- введено долгосрочное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения (по 23 субъектам Российской Федерации в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения приняты долгосрочные тарифные решения в отношении 100% организаций, осуществляющих деятельность в указанных сферах, по 60 регионам наряду с долгосрочными тарифными решениями приняты также решения об установлении тарифов с применением метода экономически обоснованных затрат в рамках норм действующего законодательства, по Республике Крым, г. Севастополю и г. Байконуру установление регулируемых тарифов осуществляется с применением метода экономически обоснованных затрат сроком на 1 год. Все тарифные решения введены в действие с 1 января 2016 года);
- на базе утверждённого Минстроем России модельного комплекса мер по развитию ЖКХ субъекта Российской Федерации и во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 года №200-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» регионами организована работа по подготовке соответствующих комплексов мер (утверждено 83 региональных комплекса мер);
- приказом Минстроя России от 22 июля 2014 года №400/пр создан Центр ГЧП Минстроя России для методического сопровождения подготовки проектов, сопровождения их реализации, определения и позиционирования лучших практик инвестирования в ЖКХ, содействия в организации проектного финансирования;
- на базе утверждённых совместным приказом Минэкономразвития России и Минстроя России от 7 июля 2014 года №373/пр/428 критериев эффективности унитарных предприятий проведена их оценка для решения вопроса о дальнейшей передаче предприятий в концессию (всеми регионами проведена оценка эффективности предприятий. По итогам I квартала 2015 года неэффективным было признано управление 982 предприятиями в сфере жилищно-коммунального хозяйства. К концу 2015 года количество таких предприятий сократилось и составило 691 неэффективное предприятие);
- субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления организована работа по регистрации объектов ЖКХ, а также по передаче объектов ЖКХ, в том числе находящихся в управлении унитарных предприятий, признанных неэффективными, частному инвестору на основании концессионных соглашений (По состоянию на февраль 2016 года на территории Российской Федерации зарегистрировано в государственную и (или) муниципальную собственность 1 007 410 объектов жилищно-коммунального хозяйства, что составляет 78% от общего количества объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном обороте, заключено 428 концессионных соглашений. В отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства заключены и действуют 699 концессионных соглашений, из них в 2014 году заключены 112 концессионных соглашений, общий объём инвестиционных обязательств которых составляет 7,2 млрд рублей, в 2015 году заключено 271 концессионное соглашение с объёмом инвестиционных обязательств в размере 70,9 млрд рублей.);
- регионами организована разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов (по состоянию на 20 февраля 2016 года в Российской Федерации утверждено 11 178 схем теплоснабжения (95,1%), 15 800 схем водоснабжения и водоотведения (93,2%), 14 461 программа комплексного развития (92,3%)).
Правительством Российской Федерации утверждён комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года №1743-р).
Площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года и требующего расселения в 2015 году, составляла 2,76 млн кв. м, в которых проживало 177,72 тыс. человек, но, несмотря на существенное сокращение доходов федерального бюджета, принято решение не уменьшать субсидии из Фонда содействия реформированию ЖКХ на ликвидацию аварийного жилья.
Согласно данным оперативных отчётов по мониторингу реализации субъектами Российской Федерации программ переселения, представленных субъектами Российской Федерации, по состоянию на 1 марта 2016 года по Российской Федерации расселено, с учётом перевыполнения целевого показателя 2014 года, 2,95 млн кв. м аварийного жилищного фонда (достижение целевого показателя за 2015 год – 107,1%), переселено 185,52 тыс. человек (достижение целевого показателя за 2015 год – 104,4%). Всего с 2014 года по 1 марта 2016 года расселено 356,71 тыс. человек, проживавших на 5,56 млн кв. м аварийного жилищного фонда, что составляет 48,8% объёма аварийного жилищного фонда, подлежащего расселению в период 2014–2017 годов.
По состоянию на 1 марта 2016 года субъектами Российской Федерации контракты на строительство и приобретение жилых помещений в строящихся жилых домах заключены на 86,5% от необходимой потребности в жилых помещениях для выполнения целевого показателя 2016 года в целом по Российской Федерации.
Всего с начала реализации мероприятий по переселению Фондом ЖКХ одобрено заявок субъектов Российской Федерации (с учётом изменений в программы переселения субъектов) на сумму 132,95 млрд рублей (71,71% от общего объёма средств Фонда ЖКХ, предусмотренных на расселение жилья, признанного аварийным до 1 января 2012 года), из которых перечислено Фондом ЖКХ в субъекты Российской Федерации 126,49 млрд рублей (95,14% от одобренных заявок).