По состоянию на 7 мая 2016 года.
Приоритетным направлением является реализация мероприятий, направленных на снижение смертности населения, совершенствование системы медицинской профилактики и повышение эффективности работы первичного звена здравоохранения, выявления групп лиц с факторами риска неинфекционных заболеваний, ранней диагностики и лечения заболеваний.
В 2015 году смертность в Российской Федерации снизилась по сравнению с 2014 годом: от болезней системы кровообращения – на 3,4% (631,8 на 100 тыс. населения); от туберкулёза – на 8,2% (9 на 100 тыс. населения); от дорожно-транспортных происшествий – на 13,6% (12,1 на 100 тыс. населения); младенческая смертность – на 12,2% (6,5 на 1000 родившихся живыми).
Утверждены Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план её реализации. В рамках реализации стратегии в 2015 году достигнуты следующие показатели:
удовлетворение потребности отдельных категорий граждан в необходимых лекарственных препаратах для медицинского применения, обеспечение которыми осуществляется за счёт средств федерального бюджета, – 99,2% (плановый показатель – 95%), за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 96,1% (плановый показатель – 95%);
доля медицинских и фармацевтических работников, повысивших квалификацию по вопросам рациональной лекарственной терапии, основанной на принципах доказательной медицины, – 26,4% (плановый показатель – 23,8%);
показатель охвата профилактическими прививками составляет не менее 95% (плановый показатель – 95%).
Реализуются мероприятия государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №305. По итогам 2015 года значение показателя о доведении объёма производства отечественных лекарственных препаратов по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов к 2018 году до 90% составило 72,4% (в соответствии с перечнем ЖНВЛП, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 года №2199-р), при предусмотренном государственной программой плановом значении в 2015 году – 67%. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года №1518 в государственную программу внесены изменения, предусматривающие включение в неё мероприятий по государственной регистрации и выводу на рынок лекарственных средств, разработка технологий производства которых осуществлялась по государственным контрактам, и определение сроков проведения государственной регистрации и вывода на рынок исполнителями государственных контрактов 126 разработанных лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты для лечения онкологических, инфекционных и психических заболеваний, а также заболеваний органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и мочеполовой системы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2013 года №267-р утверждён комплекс мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №2580-р утверждена Стратегия развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года.
Принят Федеральный закон от 23 февраля 2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Минздравом России в 2015 году была проведена оценка качества оказания медицинской помощи медицинскими организациями в первичном звене путём составления рейтинга поликлиник.
В целях раннего выявления и профилактики заболеваний с 2013 года во всех субъектах Российской Федерации начато проведение массовой диспансеризации населения. В 2015 году её прошли 22,6 млн человек взрослого населения. Диспансеризация показала, что около трети взрослых здоровы, у 47% выявлены или подтверждены хронические неинфекционные заболевания.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года №1134-р утверждён план мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года.
В 2015 году субъекты Российской Федерации продолжили реализацию региональных кадровых программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров и поэтапное устранение их дефицита, содержащих дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей. Программы разработаны и утверждены в соответствии с Комплексом мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами (распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2013 года №614-р), определяющим основные стратегические направления кадровой политики в отрасли до 2018 года.
По состоянию на 1 января 2016 года в медицинских организациях системы Минздрава России работает 543 604 врача и 1 309 846 медицинских работников со средним профессиональным образованием. В 2015 году по сравнению с 2014 годом число врачей, работающих в федеральных медицинских организациях и медицинских организациях субъектов Российской Федерации, выросло на 0,2% (1061 человек), обеспеченность врачами выросла на 0,3%, с 37,1 до 37,2 на 10 тыс. населения.
Показатель соотношения числа врачей и средних медицинских работников в Российской Федерации в 2015 году составил 1 к 2,4. Сохранилась тенденция к снижению коэффициента совместительства в медицинских организациях, который сократился с 1,54 в 2011–2013 годах до 1,43 в 2015 году.
Принимаемые субъектами Российской Федерации меры по поэтапному устранению дефицита медицинских кадров по отдельным специальностям за счёт реализации конкретных мер социальной поддержки позволили в 2015 году впервые за последние годы увеличить численность врачей по таким дефицитным специальностям, как «онкология» (на 5,4%), «патологическая анатомия» (на 1,7%), «психиатрия» (на 1,2%). Удалось закрепить положительную динамику численности врачей по специальностям «анестезиология-реанимация» (на 3,1%) и «рентгенология» (на 2,5%).
В рамках мероприятий по социальной поддержке медицинских работников в субъектах Российской Федерации осуществляются: выделение врачам, провизорам, специалистам со средним медицинским образованием субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; предоставление молодым специалистам, окончившим высшие или средние образовательные учреждения и работающим в сфере здравоохранения в сельских населённых пунктах, земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; оплата жилья и коммунальных услуг; выплаты отдельным категориям медицинских работников дефицитных специальностей.
В целях повышения доступности медицинской помощи сельскому населению продолжилась реализация программы «Земский доктор». В 2015 году был увеличен возраст участников программы до 45 лет. За период реализации программы (2012–2015 годы) число специалистов, привлечённых для работы в сельских населённых пунктах и рабочих посёлках, составило 19 029 специалистов, в том числе в 2015 году – 3750 человек. В результате проводимых мероприятий на федеральном и региональном уровнях численность врачей, оказывающих медицинскую помощь сельскому населению (по сравнению с 2011 годом), увеличилась на 21,5%.
Программа будет продолжена и в 2016 году. На её реализацию предусмотрены финансовые средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования в размере 3,2 млрд рублей. Предельный возраст участников программы увеличен до 50 лет, а перечень видов населённых пунктов, на которые распространяется действие программы, дополнен посёлками городского типа. Изменено соотношение в софинансировании программы: из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 60%, из средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 40%.
Для привлечения фельдшеров и акушерок на работу в сельскую местность в ряде субъектов Российской Федерации (Республика Бурятия, Алтайский край, Волгоградская и Ульяновская области) осуществляются единовременные денежные выплаты (в размере до 500 тыс. рублей) в рамках программы «Земский фельдшер».
В целях внедрения процедуры аккредитации специалиста с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием принят Федеральный закон от 29 января 2015 года №389-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Минздравом России в 2012–2015 годах с целью нормативно-правового обеспечения модернизации наркологической службы Российской Федерации утверждены: 14 стандартов первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи по профилю «наркология» и скорой медицинской помощи при отравлениях наркотическими веществами и алкоголем; порядок оказания медицинской помощи по профилю «наркология», которым предусмотрено развитие реабилитационных наркологических отделений (коек) в субъектах Российской Федерации в соответствии с утверждёнными нормативами, а также укрепление кадрового состава реабилитационного звена наркологической службы (приказ Минздрава России от 15 ноября 2012 года №929н).
Утверждена Концепция модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года (приказ Минздрава России от 5 июня 2014 года №263), в рамках реализации которой разработаны: порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (приказ Минздрава России от 6 октября 2014 года №581н); порядок направления обучающегося в специализированную медицинскую организацию или её структурное подразделение, оказывающее наркологическую помощь, в случае выявления в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медицинского осмотра (приказ Минздрава России от 14 июля 2015 года №443н) незаконного потребления обучающимся наркотических средств и психотропных веществ; примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования по специальности «психиатрия-наркология» (приказ Минздрава России от 22 января 2014 года №35н); порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (приказ Минздрава России от 15 декабря 2014 года №835н).
Кроме того, номенклатура медицинских услуг дополнена медицинским освидетельствованием на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), номенклатура коечного фонда по профилям медицинской помощи дополнена реабилитационными наркологическими койками (приказы Минздрава России от 10 декабря 2014 года №813н и от 16 декабря 2014 года №843н).
Минздравом России в субъекты Российской Федерации направлены методические рекомендации по вопросам: организации лечения и медицинской реабилитации осуждённых, признанных больными наркоманией, отбывание которым отсрочено по статье 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации; формирования мотивации к обращению за наркологической помощью и медицинской реабилитацией у дифференцированных групп населения; организации деятельности лечебно-производственных (трудовых) мастерских в структуре наркологических учреждений.
За период 2011–2014 годов на реализацию мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у населения Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя, табака и немедицинского потребления наркотических средств, 83 субъекта Российской Федерации получили целевую субсидию в размере 1,8 млрд рублей из федерального бюджета, из бюджетов регионов выделено 1,5 млрд рублей. В рамках реализации мероприятий: проведён ремонт наркологических диспансеров и их подразделений (капитальный ремонт проведён в 202 зданиях и помещениях, текущий ремонт – в 174); закуплено и установлено более 20 тыс. единиц медицинского оборудования для оснащения наркологических диспансеров, в том числе для химико-токсикологических лабораторий; прошли подготовку и переподготовку по вопросам лечения лиц, страдающих наркологическими заболеваниями, 3658 врачей (2633 врача психиатра-нарколога, 473 врача-психиатра и 552 медицинских психолога); увеличено количество наркологических реабилитационных коек с 1441 до 2676 (на 85,7%).
Последовательная реализация этапов лечебно-реабилитационного процесса, с обязательным лабораторным подтверждением ведения трезвого образа жизни, позволила повысить эффективность работы наркологической службы. С 2010 по 2014 год число больных наркоманией, снятых с диспансерного наблюдения в связи с длительной (свыше 5 лет) ремиссией, увеличилось на 24,2% (с 6608 до 8209 человек в год).