По состоянию на 7 мая 2016 года.
Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются меры, направленные на реализацию Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р).
По данным федерального статистического наблюдения за 2015 год, в целом по Российской Федерации среднемесячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений общего образования составила 32 638 рублей, образовательных учреждений дошкольного образования – 26 553 рубля, учреждений дополнительного образования детей – 26 846 рублей, образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 29 729 рублей, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования – 28 684 рубля, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования – 50 703 рубля, научных сотрудников – 51 780 рублей, врачей – 47 874 рубля, среднего медицинского персонала – 27 001 рубль, младшего медицинского персонала – 16 820 рублей, работников учреждений культуры – 25 485 рублей, социальных работников – 19 766 рублей.
По данным Росстата, в 2015 году плановые показатели соотношений среднемесячной заработной платы по основным категориям работников и среднемесячного дохода от трудовой деятельности достигнуты в большинстве субъектов Российской Федерации (с учётом допустимого 5-процентного отклонения): по педагогическим работникам общеобразовательных школ и организаций среднего профессионального образования – в 85 регионах, по врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу – в 85, 85 и 84 регионах соответственно, по работникам культуры – в 85 регионах, по преподавателям образовательных учреждений высшего профессионального образования – в 80 регионах, по педагогическим работникам дошкольного, дополнительного образования, а также по социальным работникам – в 73, 63 и 54 регионах соответственно.
Запланированные на 2015 год показатели повышения средней заработной платы категорий работников достигнуты.
Субъектам Российской Федерации оказывается финансовая помощь на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы: в 2016 году дотации из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год» составят 30 млрд рублей.
Продолжена работа по обеспечению обоснованной дифференциации оплаты труда руководителей и работников государственных и муниципальных учреждений. По данным мониторинга, в 95,2% государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации средняя заработная плата руководителей учреждений не превышает среднюю заработную плату работников учреждений больше чем в четыре раза.
Продолжена работа по внедрению эффективного контракта в государственных и муниципальных учреждениях. По данным субъектов Российской Федерации, полученным в рамках мониторинга реализации программы, по итогам 2015 года заключены эффективные контракты с 68,3% работников учреждений здравоохранения, 73,9% работников образовательных организаций, 73,6% работников учреждений культуры, 74,9% работников учреждений социального обслуживания населения.
Федеральным законом от 14 декабря 2015 года №376-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» с 1 января 2016 года минимальный размер оплаты труда увеличен на 4% и установлен в размере 6204 рубля в месяц. С июля 2016 года МРОТ будет увеличен до 7500 рублей.
Заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов, ведущими профессиональными ассоциациями и крупнейшими компаниями организована работа по разработке профессиональных стандартов. По состоянию на 22 апреля 2016 года приказами Минтруда России утверждено 814 профессиональных стандартов.
Продолжается увеличение бюджетных ассигнований на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций: в 2012 году объём бюджетных ассигнований на указанные цели составил 4,8 млрд рублей, в 2013–2014 годах – по 8,3 млрд рублей ежегодно. В 2015 году из федерального бюджета выделено 10 071,4 млн рублей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2014 года №1843-р на создание 17 центров культурного развития в малых городах в 2014 году было выделено по 50 млн рублей на каждый. По состоянию на начало 2016 года осуществлён ввод в эксплуатацию 10 центров(в г. Шебекино и г. Валуйки Белгородской области; г. Гудермесе Чеченской Республики; пгт. Стрижи, гг. Кирово-Чепецке и Яранске Кировской области, в г. Магасе Республики Ингушетия, г. Изобильном Ставропольского края, в гг. Буинске и Азнакаево Республики Татарстан). Работа по созданию центров будет продолжена, что позволит построить ещё 37 центров на территории России.
Финансовое обеспечение выставочных проектов в 2015 году осуществлялось в рамках федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)», а также за счёт субсидий, предусмотренных музеям на выполнение государственных заданий.
Приказом Минкультуры России от 9 июля 2015 года №1944 утверждён Порядок организации выставочной деятельности в малых и средних городах субъектов Российской Федерации. В соответствии с планом-графиком работы передвижных выставок в 2015 году федеральными музеями организовано 180 выставок. Выставочными проектами было охвачено 11 средних городов и 31 малый город. Значительная часть выставок посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов.
В настоящее время в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на базе единого портала популяризации культурного наследия России «Культура.рф» представлен 81 виртуальный музей. В 2015 году при поддержке Минкультуры России модернизировано 56 виртуальных музеев. На указанные цели из федерального бюджета было направлено 28,8 млн рублей.
Российской государственной библиотекой и Российской национальной библиотекой продолжается работа по формированию фонда Национальной электронной библиотеки (далее – НЭБ), который доступен бесплатно на сайте НЭБ (http://www.rusneb.ru/ и http://нэб.рф/), ведутся работы по организации доступа к её фондам через портал госуслуг, читальные залы библиотек – участников проекта, а также через систему виртуальных читальных залов, которые имеют более 500 библиотек в России и странах СНГ. Доля от 39 683 общедоступных (публичных) библиотек, подключённых к сети Интернет, в общем количестве библиотек отрасли культуры составила к началу 2015 года 61,6%. В 2015 году на подключение к сети Интернет регионам страны из федерального бюджета было выделено 72 млн рублей.
В 2015 году в рамках ФЦП «Культура России» был реализован комплекс мероприятий по развитию информационных порталов библиотек субъектов Российской Федерации. На эти цели выделено 2,5 млн рублей.
С 2012 года фонд НЭБ ежегодно пополняется на 10% издаваемых в Российской Федерации наименований книг. В рамках этих работ проводится отбор изданий, оцифровка и приобретение авторских прав для внесения в фонд НЭБ. Доступ обеспечивается в стенах библиотек – участниц НЭБ и через систему виртуальных читальных залов. В ходе работы по формированию фонда НЭБ в 2015 году преобразовано в цифровую форму 11 050 наименований произведений (в 2013 году – 12 431, в 2014 году – 11 689) (11,75% от 94 000 наименований книг, изданных в России в 2015 году, по данным Российской книжной палаты). В настоящее время фонд электронных документов НЭБ составляет более 1,6 млн экземпляров, включая диссертации, специальные коллекции и электронные ресурсы 6 федеральных, 29 региональных библиотек и 6 музеев. За время работы портала НЭБ в 2015 году участником стала 1201 библиотека, количество обращений к её документам составило более 7 млн.
В 2015 году на оцифровку и включение в НЭБ 10% изданий было выделено 96 млн рублей.
Согласно статистическим данным за 2014 год, 65,8% музеев и 95,31% театров имеют интернет-сайты. По оперативным данным, показатель 2015 года перевыполнен на 4,8 и 1,31% соответственно. Официальные данные за 2015 год в соответствии с планом статистических работ будут сформированы к 1 июня 2016 года.
Все федеральные музеи и театры имеют собственные интернет-сайты.
На портале популяризации культурного наследия и традиций народов России «Культура.рф» в свободном бесплатном доступе опубликованы 308 художественных и 539 документальных фильмов. Детские фильмы отечественных режиссёров дополнительно представлены в подборке «100 фильмов для школьников». Фильмы, представляющие классику зарубежного кинематографа, представлены перечнем из 100 произведений. В разделе «Театр» опубликован 621 спектакль отечественных режиссёров, включая как современные постановки, так и уникальные архивные записи (начиная с 1951 года).
При поддержке Минкультуры России создан 81 виртуальный музей. Все виртуальные музеи опубликованы в разделе «Музеи» портала «Культура.рф».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 года №548 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 ноября 1993 года №1904 “О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации” и Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года №1010 “О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации”» увеличен размер и количество ежемесячных государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства России и для талантливых молодых авторов литературных, музыкальных и художественных произведений, который составил в 2015 году 4 тыс. стипендий на общую сумму 288 млн рублей (в 2013 году – 1 тыс. стипендий на общую сумму 72 млн рублей; в 2014 году – 2 тыс. стипендий на общую сумму 144 млн рублей).
Субъектами Российской Федерации в «дорожных картах» предусмотрены мероприятия по увеличению к 2018 году числа детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8% от общего числа детей. Достижение указанной цели осуществляется путём увеличения количества творческих мероприятий (концертов, мастер-классов, фестивалей, конкурсов, выставок, олимпиад) для учащихся детских школ искусств, общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования в области культуры и искусства, а также участия одарённых детей и молодёжи в фестивалях и конкурсах всероссийского и международного уровней, которые охватили все субъекты Российской Федерации. По предварительным данным, полученным от субъектов Российской Федерации, целевой показатель, предусмотренный на 2015 год, достигнут и составляет 5% охвата детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 года №2424-р союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров “Ворлдскиллс Россия”» определён в 2016 году базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров.
Минтрудом России подготовлены проекты федеральных законов «О независимой оценке квалификации», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”», которые внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 28 марта 2016 года. Создаваемая система оценки будет позволять подтверждать компетенции работников, которые будут иметь универсальное признание.
Комплекс мер по увеличению доли высококвалифицированных работников от числа квалифицированных работников реализуется федеральными органами исполнительной власти совместно с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и советами по профессиональным квалификациям, а также автономной некоммерческой организаций «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» с участием объединений работодателей, объединений профсоюзов, органов власти и заинтересованных организаций. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 года №285-р предусмотрено ежегодное формирование статистических данных о численности высококвалифицированных работников и их доле в численности квалифицированных работников. Анализ данных Росстата за 2012–2014 годы в разрезе регионов свидетельствует о её положительной динамике. Численность высококвалифицированных работников в среднем за 2012 год составила 19,01 млн человек, их доля в численности квалифицированных работников – 30,4%, за 2014 год – 20,1 млн человек и 31,9% соответственно, за 2015 год – 20,7 млн человек и 32,5% соответственно.
Наибольшее число высококвалифицированных работников в 2015 году наблюдается в следующих сферах: образование – 3446,5 тыс. человек (16,6%), обрабатывающие производства – 2715,2 тыс. человек (13,1%), государственное управление, обеспечение военной безопасности, социальное страхование – 2534,3 тыс. человек (12,2%), операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг – 2405,8 (11,6%).
По состоянию на 1 апреля 2016 года 22 совета по профессиональным квалификациям организовали оценку квалификации 4,76 тыс. человек в 57 центрах оценки квалификации. В 2016 году планируется создать 191 центр оценки квалификации, в котором планируется прохождение оценки квалификации более 19 тыс. человек.
В целях содействия трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные (оснащённые) для них рабочие места в субъектах Российской Федерации организована работа по созданию ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов.
По видам экономической деятельности рабочие места преимущественно создавались в оптовой и розничной торговле – 3,1 тыс. рабочих мест (21,7% от общего числа созданных рабочих мест); в обрабатывающем производстве – 2,6 тыс. рабочих мест (18,5%); в сельском хозяйстве – 1,5 тыс. рабочих мест (10,5%); в сфере операций с недвижимым имуществом и арендой – 1,5 тыс. рабочих мест (10,3%).
По состоянию на 1 января 2016 года на указанные рабочие места трудоустроены 14,4 тыс. инвалидов, из них 6,9 тыс. инвалидов имеют общее образование (48% от общей численности трудоустроенных инвалидов), 5,4 тыс. человек – среднее профессиональное образование (37,8%), 2,1 тыс. человек – высшее образование (14,6%).
Всего за период 2013–2015 годов было создано 44,2 тыс. рабочих мест для незанятых инвалидов: в 2013 году – 14,7 тыс. рабочих мест, в 2014 году – 14,9 тыс. рабочих мест, в 2015 году – 14,6 тыс. рабочих мест. На указанные цели из федерального бюджета были выделены средства в размере 3,09 млрд рублей.
По состоянию на 1 января 2016 года уровень трудоустройства инвалидов составил 42,4% от численности инвалидов, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, и возрос на 5,7 процентных пункта по сравнению с 2012 годом (36,7%).
В целях формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года №256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования», который вступил в силу с 21 октября 2014 года. Законом установлен порядок проведения независимой оценки, в которой принимают участие потребители услуг, общественные организации, профессиональные сообщества. С этой целью введён институт общественных советов по проведению независимой оценки качества, определены их функции. Установлена ответственность органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления по проведению независимой оценки качества, стандартная процедура её проведения, определены общие критерии оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования. Предусмотрены требования к открытости информации о деятельности организаций социальной сферы, а также к размещению результатов независимой оценки не только на официальных сайтах органов исполнительной власти, но также и на едином портале для размещения информации об учреждениях (www.bus.gov.ru).
В 2014–2015 годах сформирована нормативная правовая база для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы (далее – независимая оценка), включая утверждение показателей независимой оценки и методические материалы. Приняты нормативные акты субъектов Российской Федерации: постановления и распоряжения высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; приказы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки.
Результаты проводимого Минтрудом России мониторинга показывают, что в регионах созданы условия для проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы с участием общественных организаций, профессиональных сообществ и с учётом мнения самих потребителей услуг.
В регионах при органах исполнительной власти сформированы общественные советы по проведению независимой оценки (или наделены соответствующими полномочиями существующие при них общественные советы).
По данным субъектов Российской Федерации, в 2015 году независимой оценкой было охвачено 38% организаций социальной сферы, что составляет более 50 тыс. учреждений, в том числе в сфере социального обслуживания – 50,5%, или 2,7 тыс. организаций (в сфере культуры независимая оценка проведена в отношении 22,1% организаций, в сфере образования – 41,3% организаций, в сфере охраны здоровья – 42,7% организаций, в сфере физической культуры и спорта – 54,5% организаций).
Основным элементом независимой системы оценки качества (и одним из критериев такой оценки) является открытость и доступность информации о своей деятельности. С этой целью организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, посредством размещения её в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на своём официальном сайте в сети Интернет. В 2013 году 71,6% учреждений имели официальные сайты, в конце 2015 года – 86,3%. За этот период удельный вес организаций, имеющих официальные сайты в сети Интернет, увеличился в сфере социального обслуживания в 1,5 раза (в культуре – в 2,3 раза, в физической культуре и спорте – в 1,3 раза, в образовании и здравоохранении – в 1,1 раза).
Почти во всех регионах на официальных сайтах созданы специальные разделы, на которых размещается информация о независимой оценке, результаты её проведения (итоговые оценки, рейтинги деятельности учреждений, итоги опросов потребителей услуг). В ряде регионов размещаются предложения или планы по улучшению качества социальных услуг.
Начиная с 2016 года результаты независимой оценки размещаются также на едином портале – официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www.bus.gov.ru). Для организации этой работы принят приказ Минфина России от 22 июля 2015 года №116н. В настоящее время проводится работа по размещению уполномоченными органами соответствующей информации. В 2016 году размещение информации на указанном портале будет завершено в полном объёме.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №2524-р утверждены Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации и план-график подготовки проектов федеральных законов по её реализации. Сформирована законодательная база, направленная на оптимизацию пенсионной системы.
С 1 января 2015 года введён новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования, предполагающий переход от формирования пенсионных прав в абсолютных величинах к его формированию в относительных величинах (пенсионных коэффициентах).
Главная цель введения новой пенсионной формулы – выполнение пенсионных обязательств при обеспечении финансовой сбалансированности пенсионной системы и придание системе стимулирующего характера, создающего мотивы к производительному труду.
Новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате, а также повысить значение страхового стажа и белой заработной платы при формировании пенсионных прав и расчёте размера пенсии.
В целях сохранения приемлемого уровня пенсионного обеспечения пенсионеров, не обеспечивших достаточный вклад в пенсионную систему, предполагается обособление базовой части страховой пенсии, ресурсное обеспечение которой гарантировано (фиксированная выплата).
Введены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, дифференцированные по классам вредности рабочих мест в зависимости от итогов специальной оценки условий труда. Данная мера позволяет снизить страховую нагрузку на работодателей.
Создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц, включающая резервы по обязательному пенсионному страхованию (внутренние гарантийные фонды)
Предусмотрены меры, направленные на совершенствование регулирования, контроля и надзора за деятельностью негосударственных пенсионных фондов.
Трудовые пенсии граждан, назначенные до 1 января 2015 года, пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчёте по новым правилам размер пенсии не достиг размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру выплачивается пенсия в прежнем размере. В 2015 году индексация страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней, а также социальной пенсии производилась с учётом нового пенсионного законодательства.
С 1 февраля 2016 года осуществлена индексация всех видов страховых пенсий неработающим пенсионерам на 4%.
Размер фиксированной выплаты после индексации составил 4558,93 рубля в месяц. В результате индексации средний размер страховой пенсии по старости с учётом фиксированной выплаты составил 13 100 рублей.
Важной особенностью индексации страховых пенсий является то, что она распространяется на страховые пенсии только неработающих пенсионеров.
С 1 апреля 2016 года на 4% проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные. Повышение распространяется на всех получателей пенсии по государственному пенсионному обеспечению независимо от факта работы (и работающим, и неработающим). Таким образом, в 2016 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 8562 рубля.