По состоянию на 7 мая 2016 года.
Правительством Российской Федерации разработан ряд федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение экономического роста, увеличение реальных доходов граждан Российской Федерации, достижение технологического лидерства российской экономики.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым предусматривается обязательное общественное обсуждение закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд рублей. Это позволило эффективнее использовать финансовые ресурсы.
В целях повышения эффективности инвестиционной деятельности сформирована нормативная правовая база для проведения независимого публичного технологического и ценового аудита (далее – ТЦА) крупных инвестиционных проектов с различными формами государственного участия (далее – инвестиционные проекты). Правительством Российской Федерации приняты постановления от 30 апреля 2013 года №382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», от 7 декабря 2015 года №1333 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в соответствии с которыми проводятся ТЦА наиболее значимых инвестиционных проектов с государственным участием на различных этапах их реализации.
В 2015 году был проведён технологический и ценовой аудит 22 инвестиционных проектов, в том числе: Росавтодором – по четырём проектам, включая строительство транспортного перехода через Керченский пролив и строительство подъезда от автомобильной дороги М25 Новороссийск – Керченский пролив к г. Керчи и сухогрузному району морского порта Тамань; Минспортом России – по двум проектам: реконструкция и реставрация объекта культурного наследия «Стадион “Центральный”» в г. Екатеринбурге и строительство стадиона на 35 000 зрительских мест в г. Калининграде; Росавиацией – по проекту реконструкции и модернизации международного аэропорта Курумоч в г. Самаре; Минэнерго России – по пяти объектам федеральной целевой программы «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», связанным с сооружением электросетевого энергомоста Российская Федерация – полуостров Крым; Минздравом России – по трём проектам, включая строительство Федерального центра трансплантации почки и диализа в г. Волжском Волгоградской области и строительство Федерального детского реабилитационного центра на 300 коек в г. Подольске; Управлением делами Президента Российской Федерации – по пяти проектам, включая проектирование и строительство комплекса зданий в составе зданий Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, инженерно-технического блока, жилого комплекса на 600 квартир (с паркингом) для судей и сотрудников аппарата Верховного Суда Российской Федерации и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Дворца танцев Б.Эйфмана в г. Санкт-Петербурге; НИЦ «Курчатовский институт» по двум объектам федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».
Органами государственной власти 18 субъектов Российской Федерации приняты акты о проведении обязательного публичного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов с государственным участием субъектов Российской Федерации, в 29 регионах соответствующие акты находятся в стадии разработки.
В целях улучшения условий ведения предпринимательской деятельности создан институт по защите прав предпринимателей, определены правовые положения, основные задачи, компетенции Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации, закреплены основные принципы деятельности уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации (далее – бизнес-омбудсмены). В настоящее время институт бизнес-омбудсмена задействован во всех субъектах Российской Федерации. За время функционирования института бизнес-омбудсмена поступило свыше 25 тыс. обращений от предпринимателей, из них более 21 тыс. (84%) решены. При активном участии Уполномоченного была проведена амнистия по экономическим преступлениям в отношении 2466 граждан.
В рамках реализации семи «дорожных карт» национальной предпринимательской инициативы, направленных на сокращение количества административных процедур и увеличение качества государственного регулирования в области строительства, таможенного администрирования, доступа к электросетям, регистрации собственности, поддержки экспорта, оценочной деятельности, налогового администрирования, приняты 81 федеральный закон, 85 актов Правительства Российской Федерации и 291 ведомственный акт. Позиция Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения предпринимательства повысилась со 112-й позиции в 2012 году до 51-й в 2016 году. Российская Федерация вошла в число 10 лучших стран по двум направлениям: «Регистрация собственности» (8-е место) и «Обеспечение исполнения контрактов» (5-е место), в 50 лучших стран – по показателям «Подключение к системе электроснабжения» (29-е место), «Регистрация предприятий» (41-е место), «Кредитование» (42-е место) и «Налогообложение» (47-е место). Улучшение показателей произошло по 8 из 10 направлений рейтинга. Россия также вошла в пятёрку стран, где реализовано наибольшее количество мер по улучшению условий ведения бизнеса.
С целью стимулирования притока инвестиций в российскую экономику Правительством Российской Федерации: предоставляются субсидии из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк); используются инструменты снижения стоимости привлечения финансирования, в частности механизм проектного финансирования; реализуется План содействия импортозамещению в промышленности; осуществляются мероприятия по стимулированию трансфера технологий и локализации производств в Российской Федерации; усилено развитие внешнеэкономических отношений и инвестиционное сотрудничество со странами АТР и в первую очередь с Китаем.
Принят Федеральный закон от 28 июня 2013 года №134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», направленный на борьбу с офшоризацией российской экономики, на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок. Реализуется Национальный план мероприятий, направленный на противодействие уклонению от уплаты налогов и сокрытию бенефициарных владельцев компаний (от 30 апреля 2014 года №2672п-П13).
В рамках внедрения системы оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации на основе качественных и количественных показателей улучшения инвестиционного климата распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2014 года №570-р определены показатели оценки с целевыми значениями до 2018 года и методики определения целевых значений и рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по достигнутым результатам улучшения условий ведения предпринимательской деятельности.
В целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования, в том числе путём уточнения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам, а также обеспечения реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений приняты федеральные законы от 29 ноября 2012 года №207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 декабря 2012 года №317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», от 2 июля 2013 года №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 2 июля 2013 года №179-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”», а также постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года №1406 «О федеральной целевой программе “Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы”». Ведётся работа над законопроектом «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (принят в первом чтении 20 декабря 2013 года).
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2013 года №333-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 58.2 Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”» до 2018 года включительно продлено действие льготных тарифов страховых взносов для некоммерческих организаций, применяющих упрощённую систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального).
Продолжается работа по упрощению бухгалтерского учёта для отдельных категорий экономических субъектов. В результате реализации мероприятий сократились объёмы представляемых в налоговые органы отчётных показателей не менее чем на 50%. Сокращено более чем на 80% количество показателей в формах бухгалтерской (финансовой) отчётности субъектов малого предпринимательства.
В целях координации мер государственной поддержки в отношении небольших предприятий в 2015 году создан единый институт развития – Корпорация по поддержке малого и среднего предпринимательства. По данным корпорации, по состоянию на 12 апреля 2016 года выдано 4,25 тыс. гарантий в объёме 23,45 млрд рублей в обеспечение кредитных обязательств субъектов малого и среднего бизнеса на сумму 49,98 млрд рублей. Кроме того, корпорацией совместно с Банком России запущена Программа льготного кредитования малых и средних предприятий. В этом году в рамках программы планируется выдать гарантии на сумму 20 млрд рублей.
В целях развития, в том числе высокотехнологичных и наукоёмких отраслей экономики, в 2014 году создан Фонд развития промышленности. Финансирование наиболее важных и перспективных инновационных проектов предусматривается в рамках ряда утверждённых государственных программ Российской Федерации, в которых содержатся мероприятия и целевые показатели, направленные на решение задачи по увеличению выпуска продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей.
В государственные программы по развитию ключевых отраслей экономики и социальной сферы дополнительно включены 55 показателей, содержащихся в указах, и 86 мероприятий, обеспечивающих достижение указанных показателей. Объём средств федерального бюджета на выполнение государственных программ в 2015 году составил около 7,2 трлн рублей, на 2016 год предусмотрено выделение 7,9 трлн рублей.
Правительством Российской Федерации утверждены (одобрены) план мероприятий по обеспечению увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест (распоряжение от 9 июля 2014 года №1250-р), а также методические рекомендации по организации мониторинга его реализации (от 30 сентября 2014 года №АД-П13-7346).
Реализуются Основы государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, которые конкретизированы в отраслевых государственных программах.
Акционерными обществами с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50% акций (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 года №91-р), реализуются программы отчуждения непрофильных активов.
В целях ускорения социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе Дальнего Востока и Восточной Сибири, принят Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», в соответствии с которым создано 12 территорий опережающего социально-экономического развития (в Республике Саха (Якутия), Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Амурской и Сахалинской областях и Чукотском автономном округе).
Сформирован механизм отбора и поддержки инвестиционных проектов на Дальнем Востоке (утверждён перечень из девяти инвестиционных проектов).
Приняты Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» и необходимые правовые акты в целях его реализации, сформирован наблюдательный совет порта и заключены соглашения с первыми резидентами.
Создано акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока», задачей которого является инфраструктурное обеспечение инвестиционных проектов, реализуемых на территориях опережающего социально-экономического развития. Учреждены автономные некоммерческие организации «Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта» и «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», основными задачами которых являются привлечение инвесторов и обеспечение инвестиционных проектов трудовыми ресурсами.
Приняты Федеральный закон от 30 сентября 2013 года №267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 23 июля 2013 года №231-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 10 Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”», которыми введены льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств и по налогу на добычу твёрдых полезных ископаемых на территориях отдельных субъектов Российской Федерации, сняты ограничения на осуществление деятельности по переработке полезных ископаемых (за исключением сырой нефти и природного газа) на территории особой экономической зоны.
Утверждена государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №308).
В 2014–2015 годах бюджетные ассигнования за счёт средств федерального бюджета на реализацию государственной программы, в том числе на мероприятия федеральных целевых программ «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы», составили 47,2 млрд рублей.
Правительство Российской Федерации одобрило долгосрочные программы развития корпораций с государственным участием, включая 15 корпораций ОПК. Анализ эффективности их деятельности по итогам 2014 года показал, что совокупная выручка увеличилась на 29,4%, чистая прибыль – почти в 2,6 раза, а средний показатель производительности труда – на 24,2%.
В 2015 году сохранилась положительная динамика основных финансово-экономических показателей. Доля высокотехнологичной продукции в общем объёме производства составляет более 70%.
Доля продукции высокотехнологичных и наукоёмких отраслей в валовом внутреннем продукте с 2011 по 2015 год составила 19,6%, 20,1%, 21%, 21,6% и 21,3% валового внутреннего продукта соответственно (рост в 1,09 раза относительно уровня 2011 года).
Утверждена новая редакция Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, с привлечением максимально широкого круга экспертов, представителей бизнес-сообщества, научных кругов и институтов гражданского общества организована разработка новой стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
Принят Федеральный закон от 28 июня 2014 года №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», которым устанавливаются правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. В рамках реализации данного Федерального закона приняты Указ и решение Президента Российской Федерации,14 постановлений Правительства Российской Федерации, определяющие порядки разработки, осуществления мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, осуществляется информационное обеспечение стратегического планирования, создан федеральный государственный реестр документов стратегического планирования.
В 2014–2015 годах осуществлена продажа пакетов акций 210 обществ, приняты распоряжения об условиях приватизации пакетов акций 118 обществ путём внесения в уставные капиталы головных компаний вертикально интегрированных структур, приняты решения о преобразовании в акционерные общества 63 федеральных государственных унитарных предприятий.
В рамках улучшения ведения предпринимательской деятельности утверждён комплекс мер, направленных на подготовку и переподготовку управленческих кадров в социальной сфере, технических специалистов и инженеров, привлечение иностранных высококвалифицированных специалистов в 2013–2015 годах (4 декабря 2012 года №6697п-П8).