Работа Правительства в цифрах и фактах: реализация мероприятий по формированию национальной системы квалификаций будет способствовать снижению качественного разрыва между спросом и предложением на рынке труда, созданию условий для повышения производительности труда на основе внедрения современных программ профессиональной подготовки кадров и современных квалификационных требований, более тесной связи уровня квалификации работников с требованиями рынка труда, а также профессиональной мобильности кадров.
Формирование национальной системы квалификаций осуществляется в рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ №597) и перечнях поручений от 17 июля 2012 года №Пр-1798 по обеспечению неотложных задач социально-экономического развития Российской Федерации, от 26 декабря 2013 года №Пр-3050 по итогам совещания по вопросам разработки профессиональных стандартов 9 декабря 2013 года и от 27 декабря 2013 года №Пр-3086 по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 года.
Ситуация на рынке труда с учётом показателей занятости населения и безработицы в целом оценивается как стабильная. Численность экономически активного населения в феврале 2014 года, по данным Росстата, составила 75 млн человек, из них 70,8 млн человек были заняты экономической деятельностью и 4,2 млн человек не имели доходного занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). Численность безработных граждан, состоящих на учёте в органах службы занятости, на конец февраля 2014 года составила 953,4 тыс. человек (снизилась на 13,2% по сравнению с февралем 2013 года).
Вместе с тем на рынке труда имеются следующие основные проблемы:
- качественный разрыв между спросом и предложением рабочей силы (70% заявленных вакансий в органы службы занятости предназначены для замещения квалифицированными рабочими технических профессий, их заполнение остаётся острой проблемой);
- профессиональное образование недостаточно ориентировано на перспективные и текущие потребности рынка труда (по оценкам, всего 37% граждан работают по специальности);
- недостаточная активность профессиональных сообществ, объединений работодателей в поддержании современных систем квалификаций работников (в 2013 году только треть профессиональных стандартов разработана с их участием);
- компетенции работников требуют длительной адаптации при трудоустройстве (при трудоустройстве лиц, имеющих длительный перерыв в работе, издержки работодателя в 5 раз превышают средние затраты в связи с частичной утерей работниками профессиональных навыков и их низкой производительностью труда).
В целях комплексного решения указанных вопросов Минтрудом совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти осуществляется формирование национальной системы квалификаций, в том числе:
- организована разработка профессиональных стандартов: формируется нормативная правовая база, регламентирующая вопросы разработки профессиональных стандартов, утверждены план разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы (распоряжение Правительства от 29 ноября 2012 года №2204-р) и комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014–2016 годы (распоряжение Правительства от 31 марта 2014 года №487-р);
- в целях стимулирования работников к постоянному обновлению компетенций и мобильности кадров проводится работа по созданию независимой системы оценки квалификаций. В частности, Минтрудом разрабатывается проект федерального закона «О независимой оценке квалификаций и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- проводится работа по формированию центров сертификации, создание сети которых планируется осуществлять в основном на базе центров сертификации, создаваемых работодателями, а также сформированных в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы, утверждённой постановлением Правительства от 7 февраля 2011 года №61;
- предпринимаются меры по увеличению к 2020 году числа высококвалифицированных работников, в рамках которых распоряжением Правительства от 13 ноября 2013 года №2108-р утверждён соответствующий перечень мероприятий, способствующий приобретению работниками необходимых компетенций, обеспечивающих их высокий профессиональный уровень;
- организована подготовка специалистов и научных работников в соответствии с перечнем направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, утверждённым распоряжением Правительства от 3 ноября 2011 года №1944-р;
- в рамках реализации плана мероприятий («дорожной карты») в области инжиниринга и промышленного дизайна, утверждённого распоряжением Правительства от 23 июля 2013 года №1300-р, осуществляется комплекс мероприятий по формированию и реализации при ведущих инженерных и технических вузах пилотных проектов по созданию инжиниринговых центров;
- проводится работа по созданию базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров, в рамках которой осуществляется подготовка проектов нормативных и организационно-методических документов, определяющих деятельность базового центра, а также прорабатывается вопрос финансирования базового центра (начало работы центра запланировано в 2015 году);
- совершенствуются механизмы общественной аккредитации организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, в том числе Минтрудом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 96 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральный закон "О саморегулируемых организациях"», принятие которого создаст условия для активизации процесса общественной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров.
По состоянию на 17 марта 2014 года внесено в Минтруд 346 профессиональных стандартов, в том числе инициативных – 70, из них одобрено Экспертным советом по профессиональным стандартам при Минтруде – 286. Минтрудом утверждено три профессиональных стандарта, из них 16 зарегистрировано Минюстом.