Распоряжение от 18 марта 2019 года №449-р. Законопроектом предусмотрено распределение 50% объёма квот добычи крабов путём проведения аукциона в электронной форме. Предлагается ввести новый вид квот добычи водных биологических ресурсов – квоты добычи крабов в инвестиционных целях для промышленного и прибрежного рыболовства. Такие квоты будут распределяться между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в долевом соотношении по результатам проведения аукциона.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов» (далее – законопроект) разработан Минсельхозом России в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018–2020 годы (утверждён распоряжением Правительства от 16 августа 2018 года №1697, далее – план).
В свою очередь план был разработан ФАС в соответствии с Указом Президента России от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», которым в целях укрепления национальной экономики страны был официально закреплён курс на развитие конкуренции и было признано считать активное содействие развитию конкуренции в России приоритетным направлением деятельности Президента и Правительства России, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Разделом плана «Рыбохозяйственный комплекс» в 2019 году предусмотрено принятие федерального закона о распределении 50% объёма квот добычи (вылова) краба, ранее распределявшегося по «историческому принципу», путём проведения аукциона в электронной форме.
В настоящее время квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе крабов, в основном распределяются по «историческому принципу», который был заложен в начале 2000-х годов (2003 год), когда рыночные отношения были ещё недостаточно развиты.
Добыча крабов (и производство продукции из них) является стабильно прибыльной и имеет достаточную для создания финансовых резервов рентабельность (70%). Продукция из крабов пользуется устойчивым спросом на международном и российском рынках. Вместе с тем федеральный бюджет получает за право пользования этим федеральным ресурсом лишь малую часть. Согласно пункту 4 статьи 333.3 Налогового кодекса ставки сбора за различные виды крабов установлены от 8 тыс. рублей до 35 тыс. рублей за тонну. При этом основная часть пользователей в соответствии с п. 7 указанной статьи применяет при уплате сборов льготную ставку в размере 15% установленной ставки.
В рыболовную отрасль вкладываются большие инвестиции. По данным Росстата, в 2017 году в основной капитал отрасли было вложено 28,7 млрд рублей.
Учитывая переход экономики страны к рыночным отношениям, возникла необходимость перехода от «исторического принципа» распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на более прозрачный механизм аукционного распределения. Это позволит обеспечить прозрачную конкурентную среду в сегменте добычи, привлекательном по своей экономической эффективности и востребованном с инвестиционной стороны для бизнеса.
Законопроектом предлагается введение нового вида квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов – квоты добычи (вылова) крабов, предоставленные в инвестиционных целях в области рыболовства, для промышленного и прибрежного рыболовства (далее – квоты добычи крабов в инвестиционных целях). Такие квоты будут распределяться между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в долевом соотношении по результатам проведения аукциона.
Доли квоты добычи крабов в инвестиционных целях будут закрепляться и предоставляться на 10 лет.
Общий допустимый улов определённых видов крабов, список которых будет определяться Правительством России, в определённых районах их добычи, распределяемый применительно к новому виду квоты, будет определяться в размере 50% от объёмов этих видов крабов, распределяемых для промышленного и прибрежного рыболовства в морских водах.
Законопроектом также предусматривается, что при проведении аукционных торгов на победителя аукциона возлагается обязательство по реализации проектов по строительству на территории России объектов, перечень которых будет устанавливаться Правительством, после заключения с ним договора о закреплении доли.
В соответствии с научными прогнозами запасы крабов находятся на стабильном уровне. Так, в течение 2012–2018 годов отмечена тенденция увеличения общих допустимых уловов крабов. В целях их освоения не потребуется сокращения общего количества специализированных рыбопромысловых судов и численности их плавательных составов. Наоборот, планируется построить около 40 среднетоннажных специализированных рыбопромысловых судов, что существенно улучшит ситуацию с контролем уловов, повысит эффективность промысла и безопасность экипажей.
Таким образом, в переходе на новый принцип распределения квот отсутствуют риски негативных социально-экономических последствий в отношении сокращения рабочих мест среди плавательных составов рыбопромысловых судов, осуществляющих добычу (вылов) крабов. Это также позволит загрузить российские судостроительные верфи заказами на строительство рыбопромысловых судов.
В результате принятия этого законопроекта будет обеспечено около 82 млрд рублей дополнительных доходов федерального бюджета.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 14 марта 2019 года.